Картинка

Знакомимся ближе: король поп-арта Энди Уорхол

Художник, прославившийся благодаря банке супа Campbell.

Энди Уорхола можно смело назвать королём поп-культуры своего времени — это выражение в точности характеризует его образ как одной из самых скандальных личностей 60-х годов прошлого столетия. Присущая ему эпатажность, берущая начало в стиле гик-шик и продолжающаяся в псевдонаивных коммерческих работах, высмеивающих конвейерность и массовую культуру, в конце концов, сыграла художнику на руку и сделала его настоящей легендой в мире искусства. При внимательном рассмотрении биографии Энди Уорхола на ум приходит одно высказывание: «Не так интересны предлагаемые идеи, сколько сама личность, стоящая за ними». В преддверии знаменательной выставки работ Энди Уорхола в Новой Третьяковке мы решили познакомиться с ним поближе и собрали самые знаменитые работы американского художника и факты из его биографии в одном месте.

Автопортрет (Энди Уорхол, 1986). Источник: The Andy Warhol Museum

Начало творческого пути

Меркантильность, одна из основных черт личности великого художника (при этом никогда им не скрываемая), имела свои истоки прямиком из трудного детства Уорхола. Мальчик родился в семье шахтёра, которая постоянно находилась на грани бедности. Будущий художник рано потерял отца в результате несчастного случая в шахте. Вдобавок к этому, ребёнок часто болел, из-за чего большую часть времени проводил, прикованным к постели. Юлия, мама Уорхола, всячески пыталась приободрить сына и часто рисовала для него маленькие картинки на обрывках газетной бумаги.

Именно тогда в маленьком мальчике проснулось желание творить: Уорхол начал рисовать разные повседневные вещи, складывая картинки в коллажи, а порой создавал целую анимацию из журнальных вырезок.

Детское хобби постепенно переросло в профессиональное увлечение: в 1949 году Энди получил степень бакалавра изящных искусств в области графического дизайна в Технологическом институте Карнеги, а затем, заручившись поддержкой нескольких университетских приятелей, отправился в Нью-Йорк, чтобы стать успешным иллюстратором. /wp:image wp:paragraph

Успех не заставил себя ждать: застенчивый парень, предпочитающий строгий стиль и внимательный подход к любому делу, быстро привлёк к себе внимание таких знаменитых брендов, как Columbia Records, Glamour, Harper’s Bazaar, NBC, Tiffany & Co. и Vogue. Однако этого Уорхолу было недостаточно: в его голове прочно засела идея преобразовать свой собственный стиль, выйти на рынок искусства с совершенно новым продуктом и открыть большую студию, которая смогла бы объединить всех друзей и поклонников художника в одном творческом порыве.

Смена имиджа и открытие «Фабрики»

Чтобы выделиться в богемной тусовке и преобразовать самого себя в объект искусства, Энди Уорхол придумал новый образ, примерив парик из светлых волос (впоследствии ставший одной из визитных карточек легенды) и чёрные очки, добавляющие загадочность фигуре. Пользуясь принципом нарочного преувеличения недостатков и небрежности, Энди заставил комплексы по поводу внешности работать в свою пользу.

«Отверженный галереями за избыточную манерность, он добавил своим жестам, подвижным кистям и лёгкой, прыгучей походке ещё больше женственности. Парики стал носить чуть набекрень – чтобы подчеркнуть их присутствие, стал преувеличивать неловкую манеру говорить: теперь он бормотал – если вообще открывал рот»

Оливия Лэнг в книге «Одинокий город. Упражнения в искусстве одиночества»

Интервью с Энди Уорхолом. Источник:YouTube: AWE Temporary

Маленькая квартира Уорхола в Нью-Йорке быстро стала центром творческого процесса художника, и вскоре ему пришла мысль открыть новое пространство, где он смог бы не только работать, но и устраивать встречи с единомышленниками и просто веселиться. Сразу после последней крупной выставки Энди арендовал промышленное помещение в Манхэттене, назвав его «Фабрикой». В 1964 году состоялась презентация студии, которая сопровождалась безумной вечеринкой и экспозицией арт-объектов из картонной тары и упаковок стирального порошка. С этого времени Уорхол стал постоянным героем светских хроник, а «Фабрика» начала привлекать к себе множество гостей.

«Фабрика» (Ugo Mulas,1962)

Студия в стиле лофт была оформлена под стать творческим вкусам Уорхола: стены и потолки были покрыты фольгой, повсюду стояли зеркала и музыкальная аппаратура. Все предметы в «Фабрике» художник раскрасил в серебряный цвет. Как говорил Уорхол, «серебряный цвет был, прежде всего, проявлением нарциссизма». Ходят легенды, что в этот цвет был покрашен даже его кот.

Лучшие работы Энди Уорхола
Диптихи со знаменитостями

Созданная в 1962 году работа с изображением портрета Мэрилин Монро стала отправной точкой в успешной карьере Уорхола. Шедевр объединил в себе два полотна и целых 50 уникальных изображений киноактрисы. Диптих, созданный на основе фотографий со съемок фильма «Ниагара», отображает жизнь и смерть Мэрилин Монро. Созданная методом шелкографии работа стала одной из самых влиятельных в современном искусстве.

«Диптих Мэрилин» (Энди Уорхол, 1962)

Футболку с элементом изображения Мэрилин можно приобрести в онлайн-магазине ART FLASH.

Оверсайз футболка MARILYN из коллекции I SEE YOU. Фото: Анна Дикарева

Другая работа Уорхола «Восемь Элвисов» стала одной из самых дорогих за его карьеру. Картина была создана с помощью наложения нескольких реальных изображений Элвиса Пресли в ковбойском наряде и была продана итальянским коллекционером за $100 млн в 2008 году.

«Восемь Элвисов» (Энди Уорхол, 1963)
Кока-кола, гамбургеры и супы

Коммерческая направленность многих работ Уорхола выглядела противоречивой: одни критики сходились во мнении о сатиричности картин художника, иронизирующего над потребительским характером жизни американцев, другие не признавали шедевры Уорхола, считая, что его творчество существует исключительно для получения дохода. Впрочем, и сам Уорхол не отрицал своего желания заработать на искусстве.

«Я начинал как коммерческий художник и хочу закончить как бизнес-художник. После того как я занимался тем, что называется искусством, я подался в бизнес-искусство. Успех в бизнесе — самый притягательный вид искусства»

Энди Уорхол

Энди Уорхол поедает гамбургер на камеру. Источник: YouTube @Антон Елин

Массовая культура и будничная рутина способствовали созданию самых знаковых работ Энди Уорхола: на протяжении 20 лет ежедневный рацион художника состоял из супа Campbell и гамбургеров, впоследствии ставших центральными образами его работ.

Создание «съедобных» полотен продолжилось во время работы Уорхола с музыкальной группой The Velvet Underground. Они снимались в его фильмах и участвовали в шоу «Взрывная пластиковая неизбежность», сочетающем в себе театр, кино, танец и музыку. Шоу положило начало великому альбому группы The Velvet Underground & Nico, обложка которого стала самостоятельным произведением искусства.

Кстати, свитшот со знаменитым бананом Уорхола можно приобрести в онлайн-магазине ART FLASH.

Авторское кино

Кинематограф – ещё одна любовь Уорхола. К съёмкам своих авторских фильмов художник подходил также необычно, как и к созданию картин: актёры в кадре часто занимаются своими делами, разговаривают или курят. Сам Уорхол называл такие съёмки «пробами».

За свою карьеру художник снял сотни фильмов: короткометражных и многочасовых, экспериментальных и коммерчески успешных. Среди самых известных: восьмичасовой «Спи», «Винил» – ремейк «Заводного апельсина» – и «Девушки из “Челси”». Последний стал классикой мирового кино. Главной героиней большинства фильмов Уорхола была его муза Эди Седжвик. Юная богатая американка покорила художника с первого взгляда, но отношения в паре со временем разладились: Седжвик в то время познакомилась с музыкантом Бобом Диланом, а Уорхол расценил это как личную обиду. Все роли в фильмах гения стали доставаться другим девушкам, а Седжвик, не смирившись с этим, попала под наркотическую зависимость и вскоре скончалась в возрасте 28 лет.

Кинопробы Эди Седжвик. Источник: Youtube @SangareMP

С чего начать знакомство с творчеством Энди Уорхола

1. «Гении и злодеи. Энди Уорхол» – программа на телеканале «Культура» с участием арт-критика Александра Панова. За 26 минут зритель сможет кратко ознакомиться с основными вехами жизни и творчества великого американского художника и узнать интересные факты из его жизни.

2. «Я соблазнила Энди Уорхола» – художественный фильм 2006 года, повествующий о типичных буднях богемной тусовки 60-х годов на «Фабрике». В центре сюжета находятся взаимоотношения Уорхола и его музы Эди Седжвик. Отношения в паре развиваются быстро, и стадия любви и восхищения друг другом быстро переходит в опасную войну.

3. «Энди Уорхол» – видеоролик группы ART I FACTS, где тщательно разбирается задумка, смысл и посыл знаменитых шедевров Уорхола.

4. «Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот)» – автобиографическая работа от самого маэстро, где он делится с читателями мыслями о славе, отношениях, деньгах, сексе, еде, моде, работе, времени, Нью-Йорке и т.д. В отличие от книг других художников, манифест Уорхола – литературное произведение, в котором размышления об искусстве чередуются с воспоминаниями о детстве, а диалоги – с полноценными рассказами от первого лица.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.