Картинка

Знакомимся ближе: Аниш Капур

История об индийском мальчике, который научился искажать реальность и противостоять чужой ненависти.

Источник: соцсети Аниш Капур

В августе 2011 года во французском городе Версаль разразился громкий скандал. Недавно возведённую инсталляцию индийского скульптура Аниша Капура «Грязный угол» изуродовали антисемитскими лозунгами и ксенофобными граффити. Это произошло прямо на парковой территории Версаля, бывшей резиденции французских королей. Местная пресса быстро подхватила новости о вандализме и назвала инсталляцию странной и двусмысленной.

Отреставрированная инсталляция, 2015. Источник: соцсети Аниш Капур

Аниш Капур отказался от услуг по очистке инсталляции, чтобы показать людям, какими злыми и несправедливыми они могут быть. К 2011 году за плечами художника лежало 30 лет труда в сфере искусства, так что он был готов к любой реакции зрителей. «Грязный угол» был далеко не первой инсталляцией Капура, оказавшейся в центре арт-скандала. Вся его жизнь в какой-то степени походила на непрерывную борьбу с общественной критикой и чужим мнением.

Индиец или британец?

Аниш Капур родился в 1954 году в Мумбаи, Индия. В детстве он ходил в школу-интернат для мальчиков, после чего отправился в длинное путешествие по Израилю. Там он решил стать электротехником, но быстро понял, что возня с цифрами и проводами не в его вкусе, и бросил учёбу через полгода после поступления.

В 1973 году Капур переехал в Лондон, чтобы получить художественное образование в Колледже искусств Хорнсей. Этого ему показалось недостаточно, и он поступил Школу дизайна и искусств Челси. После учёбы Капур не вернулся в Индию, а остался жить в Лондоне, где начал свой путь художника и скульптура. Там он живёт до сих пор.

«Все мои работы о соединении противоположностей»

Аниш Капур, из интервью для Audio Arts Magazine, 1990

В 80-х годах прошлого века талант Капура заметили благодаря его маленьким скульптурам из серии «1000 имён». Для их создания он принципиально не использовал ничего дороже штукатурки, известняка и монохромной порошковой краски. Работы Капура были яркими и вызывающими. Вокруг одной из них разыгрались нешуточные споры.

Источник: соцсети Аниш Капур

В 2016 году (спустя почти 40 лет после создания серии «1000 имён) Капур приобрёл исключительное право на владение и использование «самой чёрной» краски в мире. Он не раз использовал чёрный цвет в своих работах, и, когда учёные добились «самого чёрного» оттенка Vantablack, художник решил выкупить его у всего остального мира. Это вызвало громкие споры среди деятелей искусства по всему миру. Художники начали провозглашать цвета «своими», а пользователи интернета писать злобные комментарии под фотографиями Капура. В его Instagram до сих пор висят тысячи ненавистнических высказываний, который художник, как и в случае с «Грязным углом», решил не удалять.

Интересная история произошла между Анишем Капуром и художником Стюартом Сэмплом. Как только Капур приобрёл права на «самую чёрную» краску, Сэмпл заявил о своём недовольстве, разработал «самую розовую» краску в мире и запретил Капуру использовать её.

Сейчас в официальном Instagram Сэмпла продаётся худи с розовой фразой: «Надевая это худи, я подтверждаю, что я не Аниш Капур…». Такая вот месть художника художнику.

Воск или сталь?

В 1995 году Капур начал работать с инсталляциями из стали. Его скульптуры тщательно полировались и создавали эффект «кривого зеркала», благодаря которому окружающее их пространство искажалось до неузнаваемости. Порой они полностью меняли облик места, в котором находились.

Самой известной инсталляцией Аниша Капура считается огромная стальная капля в Миллениум-парке Чикаго. В 2004 году её соорудили из сотни листов нержавеющей отполированной стали и дали название «Облачные врата». Вес инсталляции приближается к 100 тоннам. Каждый желающий может погулять под ней и посмотреть на своё отражение, как в обычное зеркало.

В начале 2000-х Аниш Капур вернулся к монохромным инсталляциям. В качестве основного материала он стал использовать красный воск. Сочетание багровых оттенков с восковой основой создаёт тяжёлое впечатление и вызывает ассоциации, связанные с кровью, войной и смертью.

«Стрельба в угол» (2009) – любимая инсталляция Капура. Впервые её представили на личной выставке художника в Королевской Академии художеств. Аниш Капур стал первым из ныне живущих деятелей искусства, чьи работы разместили в стенах Академии.

«Стрельба в угол». Источник: соцсети Аниш Капур
Политика или искусство?

В 2011 году Аниш Капур отменил все свои выставки в Китае в знак протеста против произвола китайской власти, которая незадолго до этого обвинила художника Ай Вэйвея в неуплате налогов. Больше двух месяцев она продержала его в тюрьме и после освобождения запретила выезжать из страны.

В том же году на открытии выставки в парижском Большом дворце Капур прямо высказал недовольство действиями китайской власти и представил свою новую работу «Левиафан».

«Левиафан» отсылает зрителей к библейскому сюжету о морском чудовище и к трудам политического философа Томаса Гоббса. Капур изобразил метафору человеческого страдания в огромной надувной конструкции. Попав внутрь неё, зрители оказываются в бесформенном красном мире, зажатые пространством, в котором с ними может произойти что угодно. По словам Капура, он посвятил инсталляцию жертве китайского режима Ай Вэйвею.

Внутри «Левиафана». Источник: соцсети Аниш Капур

Три года назад Аниш Капур написал автопортрет. Эта работа осталась бы незамеченной, если бы прямо над лицом художника не возносилась надпись I Like America and America doesn’t like Me («Мне нравится Америка, а Америке не нравлюсь я»). Она написана «шрифтом нацизма» – именно им были напечатаны официальные документы, принадлежавшие НСДАП.

Аниш Капур не раз выступал против миграционной политики Дональда Трампа, и автопортрет 2017 года – ещё одно подтверждение активной гражданской позиции художника.

Источник: официальный сайт Аниша Капура

Сейчас Капур вернулся к работе с цветом и сталью. На его последней выставке в Пекине были инсталляции из стали, воска и краски, собранные в одном месте – древнем Храме императорских предков. Сочетание произведений современного искусства со старинной архитектурой породило острый контраст настроений, непримиримое чувство внутреннего противоречия зрителей.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.