Картинка

Времена суток в искусстве

На примере картин известных художников рассказываем о том, что олицетворяет день и ночь и в чём сложность их изображения.

Знаете ли вы, что есть художники, для которых времена суток на картинах были не фоном, а центром сюжета, явлением, стоящим пристального внимания зрителя? Некоторые из них посвятили им даже целые циклы из четырёх картин. Как оказалось, эта тема была популярна всегда, начиная с эпохи барокко и заканчивая абстракционизмом, и среди разных видов искусства: в музыке, живописи и скульптуре.

В новом материале ART FLASH постарается разобраться в том, как разным деятелям искусства удалось не только прочувствовать, но и мастерски изобразить на своих полотнах рассвет, день, ночь и сумерки.

Времена суток – это олицетворение жизни, где рассвет символизирует её начало, утро – молодость, день – эмоциональную зрелость, вечер – обретение мудрости и спокойствия и ночь – подведение итогов.

Кроме того, контраст дня и ночи можно соотнести с контрастом сознательного и бессознательного: днём люди занимаются активной деятельностью, а ночью видят сны. Художники, изображавшие времена суток, часто обращались к подобному символизму в своих картинах.

Времена суток в барокко

Тема времён суток была особенно популярной в эпоху барокко. Первым, кто воплотил её в одном цикле, был немецкий художник Адам Эльсхаймер. Его картина «Бегство в Египет» –  первое реалистическое изображение звёздного ночного неба в европейской живописи. На ней он сумел соединить религиозную (пантеизм) и научную (идеи Галилея и Бруно) составляющие мировоззрения того времени. Вторая картина, которую можно неофициально объединить в цикл с «Бегством в Египет», – это «Аврора». Неофициально, потому что сам он не сопоставлял произведения, но близость времени создания, размеров и концептуального единства позволяют нам говорить об этих картинах как о связанных.

Это не единственный случай, когда искусствоведы самостоятельно объединяют картины художников в циклы. Так, например, четыре картины французского автора эпохи барокко Клода Лоррена связали в серию «Четыре времени суток» с изображением утра, полудня, вечера и ночи. Однако сам художник дал картинам названия, не имеющие отношения к времени: «Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет» (Полдень), «Пейзаж с Товием и ангелом» (Вечер), «Пейзаж с Иаковом, Рахилью и Лией у колодца» (Утро) и «Пейзаж со сценой борьбы Иакова с ангелом» (Ночь).

Кроме того, Лоррен писал их в разное время – создание серии растянулось на 18 лет. Тем не менее, картины условно объединены в циклы и составляют пары: «Утро» и «Ночь» иллюстрируют сюжеты из истории Иакова, а «Полдень» и «Вечер» объединены образом ангела-хранителя.

Ещё один французский художник, изобразивший все четыре времени суток – Клод Жозеф Вернье. Только вот он уже сам объединил картины в одну серию. На первой из них мы видим раннее утро: на это указывает горизонт, окрашенный алым цветом. На второй картине герои спасаются от надвигающейся грозы. В отличие от первого полотна, вызывающего чувство умиротворения, этот холст написан экспрессивно: об этом говорят и люди в быстром движении, и сильный ветер, и борьба мощных лучей дневного солнца с тучами. На третьей картине женщины купаются и стирают одежду в горной местности под лучи заходящего солнца, а на четвёртой – группа людей рыбачит, греется у костра и готовит еду на фоне полной луны, освещающей море и замок.

Художники, любившие изображать разные времена суток, были и в Великобритании. Так, Уильям Хогарт нарисовал цикл из четырёх картин и, как и Вернье, намеренно объединил их в серию. Они изображают жизнь в Лондоне, в разных его частях, с разными действующими лицами и даже в разные времена года. На первой картине люди среднего класса зимним утром завтракают в кофейне на площади района Ковент-Гарден. Рядом нищие греются у костра. Небо ещё серо-голубое, но дома сзади уже освещены неярким светом восходящего солнца. На картине «Полдень» действие происходит уже в районе Сохо весной. Здесь показано социальное и религиозное расслоение: слева группа богатых гугенотов выходит из французской церкви после службы, а справа находится непристойно ведущая себя парочка и нищий, собирающий упавшие куски пирога. Мы видим контраст света – тёмные строения в тени на переднем плане и освещённые ярким светом дома. В отличие от серых облаков в утренней сцене, здесь они уже белые. На третьей картине мы перемещаемся в тёплый летний вечер в сельской местности. Небо на горизонте и люди окрашены ярким жёлтым цветом, а передний план скрыт густой тенью. На четвёртой же сцене снова центр Лондона в День Королевского Дуба.

Времена суток в живописи XIX–XX веков

Перенесёмся теперь в XIX век, в эпоху расцвета импрессионизма и постимпрессионизма. Ван Гог тоже написал серию картин на тему времён суток, не считая известных всем «Звёздной ночи», «Ночной террасы кафе» и «Звёздной ночи над Роной». Речь идёт о серии «Часы дня», состоящей из четырёх картин. Написаны они по рисункам французского художника Жана-Франсуа Милле. В своём письме брату Тео Винсент писал: «Работа над его [Милле] рисунками – это не просто копирование. Скорее, это перевод на другой язык – язык цвета – впечатления от света и тени на чёрно-белом». Поскольку сами рисунки не сохранились, мы приводим здесь гравюры Эжена Лавьея, копирующие рисунки Милле, вместе с картинами Ван Гога, чтобы вы могли их сами сравнить.

Что касается творчества абстракционистов, циклы Блинки Палермо являются здесь хорошим примером. Он написал шесть серий, по четыре картины в каждой. Одну из них вы можете увидеть ниже. Изображения выполнены на квадратных панелях, разделённых на три горизонтальных полосы каждая. Контрастные, помещённые рядом цвета меняются от ярких до матовых, символизируя изменения освещённости.

Времена суток в других видах искусства

Как классические, так и современные композиторы тоже не обходят стороной нашу тему. Например, вы наверняка знаете «Утро» Эдварда Грига из сюиты «Пер Гюнт». Мелодия, исполняющаяся сначала одной флейтой, символизирующей рассвет, постепенно развивается, олицетворяя постепенное пробуждение природы, и в кульминации исполняется уже всем оркестром.

Особое внимание этой теме уделяют импрессионисты, а также современные композиторы, наверное, потому что и те, и другие стремятся запечатлеть момент. Так, у Клода Дебюсси известны «Лунный свет» и «Послеполуденный отдых фавна».

Что касается современных классиков, то Людовико Эйнауди, Фабрицио Патерлини и Ян Тирсен также обращаются к теме времени суток. Например, у Эйнауди есть произведение Una Mattina (с итальянского «Утро»), а также композиция Night (с английского «Ночь»). В Una Mattina нет кульминации, как в «Утре» Грига: мелодия исполняется соло на фортепиано. Впечатление утра, кроме спокойствия произведения, производит эхо аккомпанирующего фона, играемого левой рукой. В композиции Night уже подключается спокойная электронная музыка и ксилофон, напоминающие по своему звучанию колыбельную. Развитие мелодии на скрипке и виолончели символизирует мечты и сны.

В произведении Яна Тирсена Comptine d’un autre été l’après-midi вторая часть названия переводится как «после полудня», а Фабрицио Патерлини написал произведение Dawn, что переводится как «рассвет».

В скульптуре одним из наиболее известных примеров раскрытия темы времён суток является барочный ансамбль Йоханнеса Шиллинга, созданный в 1861 году. Четыре скульптуры сделаны из бронзы и олицетворяют утро, день, вечер и ночь. Этот ансамбль украшает лестницу, прилегающую к так называемому «Балкону Европы» в Дрездене.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.