Картинка

Восточная сказка: как Катар становится культурным центром арабского мира

Искусство в самой богатой стране мира.

Веками богатейшие европейские аристократы позиционировали себя как главные ценители мирового искусства. Они становились меценатами, владельцами роскошных галерей и музеев, основывали аукционные дома и коллекционировали шедевры не только западной, но и восточной культуры. Сейчас многие произведения Древнего Востока, в том числе египетского, персидского и арабского происхождения, хранятся во французском Лувре, немецком Новом музее, русском Эрмитаже – и это далеко не полный список европейских оплотов восточного искусства.

Всё изменилось, когда на авансцену мировой культуры вышел Катар – маленькое арабское государство на Аравийском полуострове. Всего за десять лет оно смогло вдвое увеличить показатель ВВП на душу населения и возглавить рейтинг богатейших стран мира (для сравнения: США находится на 10-м месте, Германия – на 16-м, Россия – на 50-м). Не обошлось без развития нефтяной торговли: в XXI веке именно Катар сформировал глобальный рынок природного газа, построив заводы по его переработке и заняв позицию одного из главных экспортёров продуктов нефти.

Весомую часть заработанного капитала правящая династия Катара вложила в развитие культурного потенциала страны: строительство передовых музеев, покупку ценных предметов мирового искусства, возведение арт-объектов и благоустройство городов. В 2008 году в Катаре запустили план развития «Видение Катара – 2030», согласно которому к обозначенному в названии сроку в стране должны построить новые школы, университеты, больницы и музеи. Открытие последних может сделать страну главным культурным центром арабского мира.

До конца программы ещё десять лет, но Катар уже успел выполнить несколько пунктов: силами звёздных архитекторов и строителей на культурной карте города Доха, столицы Катара, появились такие музеи, как МАТХАФ (Арабский музей современного искусства, 2010 год), Национальный музей Катара (2019 год), а также Национальная библиотека (2017 год). Об этих легендарных местах и других достопримечательностях Катара мы решили рассказать материале об искусстве эмирата Катар.

Доха – столица Катара. Источник: Instagram: @doha

Музей Исламского искусства

Концепция Музея Исламского искусства в Дохе основана на принципе красоты и уникальности. Большинство экспонатов – результат успешных сделок, проведённых на глобальном арт-рынке. Такой подход к наполнению музея обусловлен его главной задачей – объединением предметов мирового исламского искусства в едином пространстве. Это делает его уникальным в своём роде, потому что все другие музеи, посвящённые исламскому искусству, созданы по принципу локальности, что показывает культурный путь развития только одной страны. Музей Исламского искусства Катара поставил перед собой другую миссию, собрав разнообразные произведения исламского искусства под одной крышей. Про неё, к слову, стоит поговорить отдельно.

Здание Музея Исламского искусства спроектировал американский архитектор китайского происхождения Бэй Юймин. На его счету такие крупные проекты, как Далласская ратуша, Библиотека Джона Кеннеди в Бостоне, Стеклянная пирамида Лувра в Париже, Музей современного искусства в Люксембурге, а теперь и Музей Исламского искусства в Катаре. Необычная форма идеально вписывается в концепцию музея: с одной стороны показывая разнообразие и аутентичность исламского искусства, и с другой – привлекая людей к тому, чтобы прийти и открыть для себя что-то новое, ранее неизвестное.

Музей Исламского искусства. Источник: Unsplash

Всемирно известные культурные центры (по большей части, европейские) охотно делятся с Музеем Исламского искусства своими экспонатами для организации временных выставок. Как правило, они посвящены культуре отдельных стран, исторический путь которых невозможно представить без влияния ислама.

Постоянная экспозиция музея спонсируется государством и регулярно пополняется новыми предметами исламского искусства с глобального арт-рынка. Вход в музей остаётся бесплатным.

Рядом со зданием раскинулся Парк Музея Исламского искусства, который сам по себе можно считать ещё одной арт-достопримечательностью. Именно здесь, над многочисленными ресторанчиками и кафе, смотровой площадкой и импровизированным рынком, возвышается огромная 24-метровая скульптура американского минималиста Ричарда Серры под названием «7». Она состоит из семи стальных граней, которые образуют семиугольную световую фигуру внутри скульптуры. Сейчас это самая масштабная работа Серры в мире (другие скульптуры мастера можно увидеть в Бильбао, Нью-Йорке и Лондоне). Имя этого скульптора ещё не раз будет звучать в контексте современного искусства Катара.

Национальный музей Катара

Открытие Национального музея Катара в марте 2019 года стало грандиозным культурным событием для всей страны. Музей расположился в самом центре Дохи, украсив столицу своей невероятной формой.

Qatar National Museum set to open its doors to the public

Здание музея напоминает множество плоских дисков, причудливо сложенных между собой. Вместе они создают уникальную композицию, главные достоинства которой – лёгкость и воздушность. При взгляде на Национальный музей Катара сложно поверить, что он покрывает 40 тыс. кв. м. пространства, заполняя его экспозициями, временными выставками, ресторанами, кафе и реставрационной лабораторией. Форма здания создаёт устойчивое ощущение простора и невесомости – оно как будто говорит само за себя, предоставляя посетителю неограниченную свободу передвижения.

Национальный музей Катара. Источник: Instagram: @doha

Секрет «воздушной» атмосферы Национального музея Катара – его архитектурное решение, в основу которого вошли представления о песчаной розе пустыни (такая образуется во время бури). Она не только считается символом Катара, но и отражает многие особенности жизни на Катарском полуострове. Об этом знал французский архитектор Жан Нувель (создатель проекта Лувра в Абу-Даби), который конструировал здание Национального музея с расчётом на создание нового мира впечатлений прямо в центре столицы Катара.

Внутри музея не встретишь узких коридоров и «сжимающих» стен – здесь всё свободно и иммерсивно. Дизайн, видеоинсталляции, звуковые дорожки, запахи – всё это переносит посетителей в другой мир. Экспонаты выступают частью фильмов, а фильмы выплывают кадрами прямо на стены музея. Созданные режиссёрами и видеохудожниками из Киноинститута Дохи, они выступают как отдельные произведения современного искусства Катара.

На выходе из музея можно попасть во дворец шейха Абдаллы бен Джасима Аль Тани, сына основателя Катара. Это старое здание Национального музея Катара. Сейчас оно остаётся пустым, скрываясь за спиной своего величественного потомка.

Национальный музей Катара. Источник: Unsplash

Национальная библиотека Катара

Триумфальному проекту от бюро голландского архитектора Рема Колхаса в ноябре исполнится три года. Национальная библиотека Катара задумывалась как огромное (42 тыс. кв. м) высокотехнологичное пространство для учёбы, отдыха и развлекательных мероприятий. Здесь часто проходят мини-выставки и показы, но главным богатством библиотеки выступают, конечно же, книги.

По разным оценкам в Национальной библиотеке Катара хранится более 1 млн. книжных изданий, рукописей и оцифрованных версий книг. На подземном этаже расположены коллекция древних манускриптов и архив. Остальные книги разместились на полках в наземной части здания. Количество мраморных стеллажей с трудами колоссального множества авторов арабо-исламской цивилизации способно впечатлить любого посетителя. Все полки сделаны из того же материала, что и облицовка стен и лестницы – кажется, будто они «срастаются» со зданием, становясь его неотъемлемой частью. При этом обилие белого мрамора не создаёт ощущение нахождения в императорском дворце, потому что библиотека оснащена инновационными технологиями, например, системой автоматической сортировки книг.

Национальная библиотека Катара разделена на три части, каждая из которых отличается от других характером хранящихся в ней книг и составом посетителей. Есть Публичная библиотека, Национальная библиотека Дохи и Университетская библиотека. Основные проходы в них соединяет огромный мост, на котором располагаются читальные залы, зрительный центр и выставочное пространство. В центре есть треугольное пространство, которое всегда находится в тени благодаря приподнятым краям здания.

Национальная библиотека Катара снаружи. Источник: Unsplash

Архитектурное решение Национальной библиотеки Катара принадлежит бюро Рема Колхаса – автора таких масштабных успешных проектов, как Дом музыки в Порту (Португалия), Центральная библиотека в Сиэтле (США), а также Центра современной культуры «Гараж» и входной зоны в Инновационный центр «Сколково» в Москве. В 2010-2011 годах Рем Колхас преподавал в столичном институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» на Красном Октябре. Так культурные пути столиц России и Катара оказались переплетены между собой.

МАТХАФ (Арабский музей современного искусства)

У Арабского музея современного искусства красивая и интересная история. Его открыли в здании бывшей школы 30 декабря 2010 года – прямо накануне Нового года. Первой выставкой музея стала экспозиция из произведений арабского искусства, созданных за последний век. Сейчас в музее хранится более 9 тыс. работ, отражающих современную культуру Ближнего Востока.

МАТХАФ. Источник: официальный сайт музея

В основу музея легла личная коллекция Хасана ибн Мохаммеда Аль-Тани, внука бывшего короля Катара, ныне художника и преподавателя в области современного арабского искусства. Он подарил свою коллекцию Управлению музеев Катара, основав МАТХАФ. Теперь там можно увидеть крупные выставки современных художников из восточного мира, среди которых английская художница палестинского происхождения Мона Хатум, африканский художник Эль Анацуи и другие.

На время пандемии коронавируса Арабский музей современного искусства в Катаре можно посетить онлайн на его официальном сайте.

Международный аэропорт Хамад

Вы спросите, почему мы включили аэропорт в культурный лист достопримечательностей Катара? Ответ прост – это тоже шедевр современного восточного искусства. В аэропорте Хамад находится несколько крупных арт-объектов, ради которых здесь стоит немного задержаться.

Прилетающих туристов ждёт огромный жёлтый плюшевый медведь, который способен вызвать детский восторг у любого. Это инсталляция швейцарского художника Урса Фишера «Медведь под лампой». Она напоминает увеличенный в масштабах элемент интерьера из спальни ребёнка, навевает тёплые ассоциации и, может быть, даже воспоминания о доме, а ещё вызывает улыбку своей непринуждённостью и простотой.

«Медведь под лампой» в Международном аэропорте Хамад. Источник: Instagram: @doha

Также Международный аэропорт Хамад обещает нам встречу с «Аравийским ориксом» (вид антилоп, обитающих на Аравийском полуострове) и «Летящим человеком». Все инсталляции аэропорта возведены восточными скульпторами и художниками и отражают разные стороны жизни в Катаре, а вместе составляют единую художественную экспозицию, которая знакомит путешественников с местным артом и атмосферой.

#qatar_modern_art

Мы не могли не включить несколько открытых инсталляций в наш арт-лист. Скульптуры, о которых мы расскажем дальше, существуют как в контексте мест, к которым они привязаны, так и обособленно. Давайте взглянем на эти шедевры современной художественной мысли.

Скульптура Ричарда Серры «Запад–Восток / Восток–Запад»

Richard Serra Unveils Sculpture in Qatar Desert

Американский минималист Ричард Серра уже знаком нам по работе «7» в Парке Музея исламского искусства, однако это не единственное произведение его авторства. В 60 км от Дохи в пустыне расположился целый ансамбль из высоких стальных строений Ричарда Серры. Его инсталляция из четырёх огромных пластин раскинулась почти на километр пустынной местности. Она носит название «Запад–Восток / Восток–Запад», символизируя непрерывность пространства и значимость катарской земли.

Дэмьен Хёрст «Удивительное путешествие»

Damien Hirst 2013 — Massive Bronze Sculptures Unveiled

Дэмиен Хёрст, гениальный британский художник и скульптор, тоже не упустил свой шанс сделать вклад в современное искусство Катара. Известный своими масштабными экстравагантными инсталляциями, он в 2013 году специально для катарской столицы создал серию «Удивительное путешествие», состоящую из 14 бронзовых скульптур. Инсталляция изображает 14 различных стадий развития человека. Она находится не в музее, а прямо напротив медицинского центра «Сидра» в Дохе. В нём врачи занимаются вопросами женского и детского здоровья.

Серия скульптур перед медицинским центром олицетворяет собой чудо рождения, которому посвящён один из стихов Корана. Несмотря на откровенность скульптур, из-за которой поначалу в катарском обществе вспыхнули споры, «Удивительное путешествие» прижилось в Дохе и стало одним из приметных арт-достопримечательностей столицы

Скульптура Лоренцо Куинна «Сила природы II»

Серия скульптур «Сила природы» итальянского творца Лоренцо Куинна посвящена разрушительной силе стихии. Однажды скульптор увидел Таиланд после сильнейших цунами и торнадо. Тогда от них пострадало не только тайское население, но и граждане других стран, включая даже жителей Южной Америки. Стихия оставила после себя километры пустыни – десятки городов, которые покинула жизнь. Впечатлившись увиденным, Лоренцо Куинн решил создать целую серию инсталляций, которые отражали бы неумолимость природы и твёрдость человеческого духа.

«Сила природы II». Источник: Instagram: @doha

Скульптура изображает Мать-Природу в виде прекрасной женщины, которая обеспечивает жизнь на Земле, удерживая нашу планету. Несмотря на кажущуюся хрупкость, она олицетворяет собой несгибаемую волю и колоссальную энергию. По сравнению с ней, Земля – это просто хрупкий шар, который в любой момент может упасть.

Высота инсталляции – около 2,5 метров. Другие скульптуры из серии «Сила природы» украшают города Англии, Монако, США и Сингапура.

Культура как главное богатство

Искусство в Катаре не декоративное украшение городов, а основа жизни целого общества. Культура там затрагивает не только посетителей музеев и библиотек, но и каждого жителя в отдельности. Живя в таком месте, нельзя остаться равнодушным к веяниям художественной мысли, причём это касается не только наследия традиционного восточного искусства, но и произведений современных западных гениев.

Катар удивительным образом соединил в себе строгую и тонкую эстетику Востока с чисто западным подходом к высоким технологиям и инновациям. Страна не замыкается на себе и своей культуре – она открыта оригинальным идеям современных художников и скульпторов со всего мира. Таланты из множества стран Европы и Америки приложили руку к формированию культурного богатства Катара, равно как и восточные творцы, создавая публичное пространство для познания важнейших традиций и ценностей. Катар – отличный пример государства, сумевшего доказать, что его главное богатство составляют не деньги, а люди и культура.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.