Картинка

Почему «Шрек» – революция в культуре и искусстве?

О новаторстве, классических и современных аллюзиях и скрытых смыслах серии анимационных фильмов «Шрек».

К твоему сведению, великаны не так просты, как кажется <…> Лук многослоен, я тоже — слой за слоем. Ты усёк? Мы многослойные!

14 ноября 1907-го года в Нью-Йорке родился Уильям Стейг. Ещё ребёнком он уделял много времени рисованию и чтению. Стейг успел поучиться в нью-йоркском Сити-колледже, Национальной Академии Дизайна и школе изящных искусств Йельского университета. Свободный художник и большой почитатель творчества Пикассо, он начал зарабатывать рисованием карикатур и даже получил от Newsweek звание «King of Cartoons». В 1968-м году он написал свою первую детскую книгу. Но главной творческой вершины Уильям Стейг достиг в 1990-м году, опубликовав иллюстрированный рассказ «Шрек!», который впоследствии вдохновит студию DreamWorks на создание одной из самых влиятельных, захватывающих и любимых по всему миру медиафраншиз. Так начнётся долгая и яркая история фильмов о зелёном монстре…

Обложка первого издания 1990-го года

Реакция и влияние

Сегодня «Шрек» – признанная классика мирового кинематографа. Но вряд ли фанаты истории про огра представляют, насколько успешными оказались фильмы на самом деле; как сильно они изменили каноны мультипликации, повлияли на кинематограф и культуру в целом. 

Фильмы о Шреке собрали почти четыре миллиарда долларов в мировом прокате, заняв вторую строчку в списке самых коммерчески успешных анимационных франшиз в истории (уступив только «Гадкому Я»). Однако «Шреку» удалось достичь не только невиданных для мультипликации нулевых кассовых сборов, но и покорить сердца зрителей и критиков, уставших от шаблонных диснеевских историй. «Одновременно следующий сказочным канонам и смеющийся над ними “Шрек” смог и “уколоть” Дисней, и донести до зрителя важный нравственный урок», – писали критики после выхода первого фильма.

История о великане получила шесть номинаций от BAFTA и боролась за «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, став первым мультфильмом, допущенным до соревнования в этой категории со времен «Питера Пэна» (1953). Но самой важной и знаковой наградой «Шрека» стал первый в истории «Оскар» за лучший полнометражный анимационный фильм. Интересно, что победа в категории, сегодня знакомой всем любителям премии и отчасти созданной специально для «Шрека», не очень обрадовала авторов картины, рассчитывавших получить главный приз «Оскара» – лучший фильм года. 

За два прошедших десятилетия «Шрек» стал настоящим культурным феноменом – с собственным фестивалем (Шрекфестом), регулярными упоминаниями в массовой культуре («Я — легенда», «Офис»), фанатскими продолжениями истории и многочисленными мемами. 

Кадр из сериала «Офис», 7 сезон 14 серия, 2010

Новаторский подход к жанру и юмору в нём стал основой появления нового типа мультфильма, интересного аудитории любого возраста за счёт смелости и непредсказуемости сюжета. А сам «Шрек» остаётся актуальным и любимым зрителями и сегодня, спустя более 20-ти лет после премьеры.

Новаторство и переосмысление

Серия фильмов о Шреке стала одним из главных и знаковых примеров постмодернизма в массовом кино, в основе повествования которого – постоянный диалог и обыгрывание уже существующих в культуре сюжетов. Создатели фильмов сатирически переосмыслили ряд классических историй, сказочных образов и их киновоплощений. 

Основой «Шрека» становится отрицание типичного диснеевского сюжета: принцесса своим поцелуем не превращает «чудовище» в прекрасного принца, а сама становится на него похожей. Злодеем выступает не страшный дракон, а злой карлик с «комплексом Наполеона». Хотя дракон (а точнее дракониха) в «Шреке» всё-таки присутствует, но тоже переосмысляется как одинокая и непонятая обществом героиня.

Женские образы франшизы получились крайне нетипичными и революционными для своего времени. Создатели отошли от привычной формулы – пассивной красавицы, получающей в награду за все страдания мужа и статус «хранительницы очага». Так, один из самых ярких эпизодов первого фильма полностью копировал сцену из «Белоснежки и семи гномов» (1937), в которой девушка так же соревновалась в пении с птицей. Но создатели фильма, заметив гротескную нереалистичность ситуации, победу оставили за Фионой, а птичку «взорвали». Кроме того, главная героиня «Шрека» могла сама за себя постоять – в одиночку одолеть банду лесных разбойников – чем, почти на десятилетие опередила «сильных и независимых» героинь Disney. 

Интересно, что один из основателей DreamWorks Джеффри Катценберг до этого был председателем совета директоров The Walt Disney Company и ушёл оттуда со скандалом. Неудивительно, что в «Шреке» с таким удовольствием и креативом пародируется всё, что связанно с диснеевскими сказками.

Другим запоминающимся женским образом стала Фея-крёстная, одна из самых радикально переосмысленных сказочных героинь. «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке» – решили в DreamWorks и сделали главным антагонистом второго фильма волшебницу, даром раздающую неоправданно роскошные подарки. Но и тут «Шрек» ушёл дальше привычных сюжетов. Злодейка не была похожа на злую мачеху Золушки и ведьму Малефисенту, а стала яркой, современной, любимой публикой светской львицей, владеющей фабрикой по производству волшебных напитков, которая своим юмором и (бесспорно) лучшим музыкальным номером фильма покорила зрителей и критиков, регулярно включающих её в топы лучших кинематографических злодеев. 

Кадр из фильма «Шрек 2», 2004

Революционером «Шрек» стал и в использовании новых технологий В 1991-м году права на экранизацию фильмов приобрёл не кто иной, как Стивен Спилберг, планировавший снять традиционный рисованный мультфильм с Биллом Мюрреем в главной роли. Но планы поменялись. 

DreamWorks отказались от классической рисовки, а затем от технологии захвата движений, остановившись на компьютерной анимации. Для первого «Шрека» было создано 36 различных локаций и более 1250-ти видов реквизита – рекорд на момент выхода картины! Впервые в мультфильме реалистично выглядели лица и волосы людей, шерсть и перья животных и птиц; стало возможным отличить текстуру пряничного человечка от деревянной куклы. Всё это делало мир «Шрека» непривычно правдоподобным и стало новым витком в развитии мультипликации.

Кадр из фильма «Шрек», 2001

Аллюзии, отсылки

Но авторы «Шрека» занимаются не только переосмыслением классических сюжетов. Картины чрезвычайно умно, тонко и креативно инкорпорируют актуальные тенденции, явления, компании, шоу, кино, драму и даже реальных людей в сюжетную канву сказки об огре. Все четыре фильма полны реминисценций и аллюзий: какие-то знакомы всем и узнаются сразу, а над какими-то нужно подумать подольше. 

Так, драка Фионы с разбойниками Робина Гуда повторяет момент из «Матрицы», а сцена с треснувшим в ответ на улыбку Шрека зеркалом есть в другом фильме Майка Майерса – «Остин Пауэрс».

Эпизод, в котором Шрек подбрасывает кольцо, приземляющееся на палец Фионы, воспроизводит знаменитый момент из «Властелина колец», а Пиноккио, спускающийся в тюремную башню повторяет движения Итана Ханта из фильма «Миссия невыполнима».

Кот в сапогах, озвученный Антонио Бандеросом, вдохновлён не столько литературным прототипом Шарля Перро, сколько другим персонажем актёра – благородным разбойником Зорро. Он же, атакуя Шрека, вырывается из-под его рубашки, повторяя знаменитую сцену из «Чужого».

Не последнюю роль в развитии сюжета играют отсылки на современное создателям фильмов общество. Самой яркой можно назвать Тридевятое королевство. В «Шреке» это не романтически-разрушенный замок и крестьянские домики среди тёмного леса, а зелёные холмы Южной Калифорнии, с надписью «Far Far Away» – в точности повторяющей знаменитый знак Голливуда. Само королевство наполнено пародиями на известные компании и заведения. Starbucks меняется на Farbucks, а Versace становится Versarchery. Красную дорожку, ведущую на бал, комментирует репортёрша, озвученная Джоан Риверз – ведущей знаменитого американского ТВ-шоу Fashion Police. Вместо Sports Illustrated, любители фото в купальниках читают Pork Illustrated. «Моргните и вы пропустите шутку», – справедливо писали критики о фильмах франшизы.

Кадр из фильма «Шрек 2», 2004

Музыка

Другая отличительная черта зелёного жителя болота – идеальный музыкальный вкус. Если фильмы Disney всегда сопровождались песнями, написанными и исполненными специально для картины, «Шрек» пошёл по противоположному пути и свой саундтрек составил из современных хитов и классики поп-музыки и рока. Но если сегодня это не кажется чем-то уникальным, новым и удивительным, то 20 лет назад так поступали только авторы малобюджетных инди-фильмов.


Кадр из фильма «Шрек», 2001

Музыкальное сопровождение серии, на самом деле, уникально. Даже сегодня сложно встретить проекты с таким сочетанием культовых исполнителей. Можно с уверенностью сказать, что человек, никогда не смотревший «Шрека» (если такой найдется), при просмотре точно услышит знакомые и любимые треки. 

В фильмах играют I’m a Believer, All Star Smash Mouth и Bad Reputation Джоан Джетт, Accidentally in Love Counting Crows, Holding Out for a Hero Бонни Тайлер, I Need Some Sleep Eels, Changes Дэвида Боуи, Livin’ La Vida Loca Рики Мартина, Immigrant Song Led Zeppelin и, конечно, прекраснейшая Hallelujah Леонарда Коэна.

 Обложка сингла Changes Дэвида Боуи

Разбирая этот сложный, многоплановый и многослойный зелёный «конструктор» может показаться, что «Шрек» – сборная солянка под зажигательную музыку. Смесь иронии над жанром сказки, саркастичного юмора и отсылок на популярную культуру без особого смысла. Конечно, это не так. За стеной насмешки и деконструкции старых клише скрывается глубокое философское произведение. Да, «Шрек» предложил уже искушённому зрителю интеллектуальную игру «найди знакомого персонажа и бренд одежды в толпе на заднем плане», показал, что принцесса может стать счастливой без прекрасного принца, а «чудовище» не всегда нужно расколдовывать. Но он также затронул самые серьёзные и совсем недетские драматические темы: одиночества, непонимания и непринятия, давления социальных норм и правил, ценности семьи, отцовства, страха и ответственности. 

Задолго до популярности сегодняшней социально-культурной повестки «Шрек» показывал пример искренней толерантности и всеобщего равенства: говорил о бодипозитиве, межрасовых отношениях, сексуальных меньшинствах, сильных и независимых женщинах.

Вот тут-то и становится особенно актуальной идея о схожести великанов и лука в их многослойности.

«Шрек», знакомый и любимый несколькими поколениями зрителей по всему миру, черпает вдохновение и темы из классики мирового искусства, перерабатывает, меняет и дополняет их современным контекстом. Это и графика Уильяма Стейга, принёсшая успех иллюстрированному рассказу, и переосмысленные классические литературные персонажи, и музыка, точно передающая настроение героев картины, и отсылки к любимому кино, моментально сделавшие «Шрека» знакомым и близким зрителям по всему миру.

Кадр из фильма «Шрек Третий», 2007

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.