К твоему сведению, великаны не так просты, как кажется <…> Лук многослоен, я тоже — слой за слоем. Ты усёк? Мы многослойные!
14 ноября 1907-го года в Нью-Йорке родился Уильям Стейг. Ещё ребёнком он уделял много времени рисованию и чтению. Стейг успел поучиться в нью-йоркском Сити-колледже, Национальной Академии Дизайна и школе изящных искусств Йельского университета. Свободный художник и большой почитатель творчества Пикассо, он начал зарабатывать рисованием карикатур и даже получил от Newsweek звание «King of Cartoons». В 1968-м году он написал свою первую детскую книгу. Но главной творческой вершины Уильям Стейг достиг в 1990-м году, опубликовав иллюстрированный рассказ «Шрек!», который впоследствии вдохновит студию DreamWorks на создание одной из самых влиятельных, захватывающих и любимых по всему миру медиафраншиз. Так начнётся долгая и яркая история фильмов о зелёном монстре…

Реакция и влияние
Сегодня «Шрек» – признанная классика мирового кинематографа. Но вряд ли фанаты истории про огра представляют, насколько успешными оказались фильмы на самом деле; как сильно они изменили каноны мультипликации, повлияли на кинематограф и культуру в целом.
Фильмы о Шреке собрали почти четыре миллиарда долларов в мировом прокате, заняв вторую строчку в списке самых коммерчески успешных анимационных франшиз в истории (уступив только «Гадкому Я»). Однако «Шреку» удалось достичь не только невиданных для мультипликации нулевых кассовых сборов, но и покорить сердца зрителей и критиков, уставших от шаблонных диснеевских историй. «Одновременно следующий сказочным канонам и смеющийся над ними “Шрек” смог и “уколоть” Дисней, и донести до зрителя важный нравственный урок», – писали критики после выхода первого фильма.
История о великане получила шесть номинаций от BAFTA и боролась за «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, став первым мультфильмом, допущенным до соревнования в этой категории со времен «Питера Пэна» (1953). Но самой важной и знаковой наградой «Шрека» стал первый в истории «Оскар» за лучший полнометражный анимационный фильм. Интересно, что победа в категории, сегодня знакомой всем любителям премии и отчасти созданной специально для «Шрека», не очень обрадовала авторов картины, рассчитывавших получить главный приз «Оскара» – лучший фильм года.
За два прошедших десятилетия «Шрек» стал настоящим культурным феноменом – с собственным фестивалем (Шрекфестом), регулярными упоминаниями в массовой культуре («Я — легенда», «Офис»), фанатскими продолжениями истории и многочисленными мемами.

Новаторский подход к жанру и юмору в нём стал основой появления нового типа мультфильма, интересного аудитории любого возраста за счёт смелости и непредсказуемости сюжета. А сам «Шрек» остаётся актуальным и любимым зрителями и сегодня, спустя более 20-ти лет после премьеры.
Новаторство и переосмысление
Серия фильмов о Шреке стала одним из главных и знаковых примеров постмодернизма в массовом кино, в основе повествования которого – постоянный диалог и обыгрывание уже существующих в культуре сюжетов. Создатели фильмов сатирически переосмыслили ряд классических историй, сказочных образов и их киновоплощений.
Основой «Шрека» становится отрицание типичного диснеевского сюжета: принцесса своим поцелуем не превращает «чудовище» в прекрасного принца, а сама становится на него похожей. Злодеем выступает не страшный дракон, а злой карлик с «комплексом Наполеона». Хотя дракон (а точнее дракониха) в «Шреке» всё-таки присутствует, но тоже переосмысляется как одинокая и непонятая обществом героиня.
Женские образы франшизы получились крайне нетипичными и революционными для своего времени. Создатели отошли от привычной формулы – пассивной красавицы, получающей в награду за все страдания мужа и статус «хранительницы очага». Так, один из самых ярких эпизодов первого фильма полностью копировал сцену из «Белоснежки и семи гномов» (1937), в которой девушка так же соревновалась в пении с птицей. Но создатели фильма, заметив гротескную нереалистичность ситуации, победу оставили за Фионой, а птичку «взорвали». Кроме того, главная героиня «Шрека» могла сама за себя постоять – в одиночку одолеть банду лесных разбойников – чем, почти на десятилетие опередила «сильных и независимых» героинь Disney.
Интересно, что один из основателей DreamWorks Джеффри Катценберг до этого был председателем совета директоров The Walt Disney Company и ушёл оттуда со скандалом. Неудивительно, что в «Шреке» с таким удовольствием и креативом пародируется всё, что связанно с диснеевскими сказками.


Другим запоминающимся женским образом стала Фея-крёстная, одна из самых радикально переосмысленных сказочных героинь. «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке» – решили в DreamWorks и сделали главным антагонистом второго фильма волшебницу, даром раздающую неоправданно роскошные подарки. Но и тут «Шрек» ушёл дальше привычных сюжетов. Злодейка не была похожа на злую мачеху Золушки и ведьму Малефисенту, а стала яркой, современной, любимой публикой светской львицей, владеющей фабрикой по производству волшебных напитков, которая своим юмором и (бесспорно) лучшим музыкальным номером фильма покорила зрителей и критиков, регулярно включающих её в топы лучших кинематографических злодеев.

Революционером «Шрек» стал и в использовании новых технологий В 1991-м году права на экранизацию фильмов приобрёл не кто иной, как Стивен Спилберг, планировавший снять традиционный рисованный мультфильм с Биллом Мюрреем в главной роли. Но планы поменялись.
DreamWorks отказались от классической рисовки, а затем от технологии захвата движений, остановившись на компьютерной анимации. Для первого «Шрека» было создано 36 различных локаций и более 1250-ти видов реквизита – рекорд на момент выхода картины! Впервые в мультфильме реалистично выглядели лица и волосы людей, шерсть и перья животных и птиц; стало возможным отличить текстуру пряничного человечка от деревянной куклы. Всё это делало мир «Шрека» непривычно правдоподобным и стало новым витком в развитии мультипликации.

Аллюзии, отсылки
Но авторы «Шрека» занимаются не только переосмыслением классических сюжетов. Картины чрезвычайно умно, тонко и креативно инкорпорируют актуальные тенденции, явления, компании, шоу, кино, драму и даже реальных людей в сюжетную канву сказки об огре. Все четыре фильма полны реминисценций и аллюзий: какие-то знакомы всем и узнаются сразу, а над какими-то нужно подумать подольше.
Так, драка Фионы с разбойниками Робина Гуда повторяет момент из «Матрицы», а сцена с треснувшим в ответ на улыбку Шрека зеркалом есть в другом фильме Майка Майерса – «Остин Пауэрс».


Эпизод, в котором Шрек подбрасывает кольцо, приземляющееся на палец Фионы, воспроизводит знаменитый момент из «Властелина колец», а Пиноккио, спускающийся в тюремную башню повторяет движения Итана Ханта из фильма «Миссия невыполнима».


Кот в сапогах, озвученный Антонио Бандеросом, вдохновлён не столько литературным прототипом Шарля Перро, сколько другим персонажем актёра – благородным разбойником Зорро. Он же, атакуя Шрека, вырывается из-под его рубашки, повторяя знаменитую сцену из «Чужого».


Не последнюю роль в развитии сюжета играют отсылки на современное создателям фильмов общество. Самой яркой можно назвать Тридевятое королевство. В «Шреке» это не романтически-разрушенный замок и крестьянские домики среди тёмного леса, а зелёные холмы Южной Калифорнии, с надписью «Far Far Away» – в точности повторяющей знаменитый знак Голливуда. Само королевство наполнено пародиями на известные компании и заведения. Starbucks меняется на Farbucks, а Versace становится Versarchery. Красную дорожку, ведущую на бал, комментирует репортёрша, озвученная Джоан Риверз – ведущей знаменитого американского ТВ-шоу Fashion Police. Вместо Sports Illustrated, любители фото в купальниках читают Pork Illustrated. «Моргните и вы пропустите шутку», – справедливо писали критики о фильмах франшизы.

Музыка
Другая отличительная черта зелёного жителя болота – идеальный музыкальный вкус. Если фильмы Disney всегда сопровождались песнями, написанными и исполненными специально для картины, «Шрек» пошёл по противоположному пути и свой саундтрек составил из современных хитов и классики поп-музыки и рока. Но если сегодня это не кажется чем-то уникальным, новым и удивительным, то 20 лет назад так поступали только авторы малобюджетных инди-фильмов.

Кадр из фильма «Шрек», 2001
Музыкальное сопровождение серии, на самом деле, уникально. Даже сегодня сложно встретить проекты с таким сочетанием культовых исполнителей. Можно с уверенностью сказать, что человек, никогда не смотревший «Шрека» (если такой найдется), при просмотре точно услышит знакомые и любимые треки.
В фильмах играют I’m a Believer, All Star Smash Mouth и Bad Reputation Джоан Джетт, Accidentally in Love Counting Crows, Holding Out for a Hero Бонни Тайлер, I Need Some Sleep Eels, Changes Дэвида Боуи, Livin’ La Vida Loca Рики Мартина, Immigrant Song Led Zeppelin и, конечно, прекраснейшая Hallelujah Леонарда Коэна.

Разбирая этот сложный, многоплановый и многослойный зелёный «конструктор» может показаться, что «Шрек» – сборная солянка под зажигательную музыку. Смесь иронии над жанром сказки, саркастичного юмора и отсылок на популярную культуру без особого смысла. Конечно, это не так. За стеной насмешки и деконструкции старых клише скрывается глубокое философское произведение. Да, «Шрек» предложил уже искушённому зрителю интеллектуальную игру «найди знакомого персонажа и бренд одежды в толпе на заднем плане», показал, что принцесса может стать счастливой без прекрасного принца, а «чудовище» не всегда нужно расколдовывать. Но он также затронул самые серьёзные и совсем недетские драматические темы: одиночества, непонимания и непринятия, давления социальных норм и правил, ценности семьи, отцовства, страха и ответственности.
Задолго до популярности сегодняшней социально-культурной повестки «Шрек» показывал пример искренней толерантности и всеобщего равенства: говорил о бодипозитиве, межрасовых отношениях, сексуальных меньшинствах, сильных и независимых женщинах.
Вот тут-то и становится особенно актуальной идея о схожести великанов и лука в их многослойности.
«Шрек», знакомый и любимый несколькими поколениями зрителей по всему миру, черпает вдохновение и темы из классики мирового искусства, перерабатывает, меняет и дополняет их современным контекстом. Это и графика Уильяма Стейга, принёсшая успех иллюстрированному рассказу, и переосмысленные классические литературные персонажи, и музыка, точно передающая настроение героев картины, и отсылки к любимому кино, моментально сделавшие «Шрека» знакомым и близким зрителям по всему миру.
