Картинка

Музы Пабло Пикассо – больше, чем просто натурщицы

Кем были любимые женщины Пикассо, благодаря чему они прославились (помимо связи с великим художником) и почему их личное творчество тоже достойно внимания. 

Сегодня имя Пабло Пикассо повсеместно известно: его полотна находятся в коллекциях крупнейших музеев мира, а количество книг о биографии художника исчисляется сотнями. Образ страстного испанца, полубезумного гения и революционера в живописи продолжает волновать умы и души людей. 

Не секрет, что огромное место в его жизни занимали женщины: в любви он находил источник вдохновения и творческий импульс. Существуют исследования, выдвигающие теорию о тесной связи эволюции стиля мастера и перипетий его личной жизни. Действительно, с каждой новой музой манера Пикассо и настроение его полотен менялись. Возможно, дело в том, что женщины Пикассо были не просто любовницами и натурщицами величайшего живописца современности, но и сами занимались искусством. 

Русская балерина Ольга Хохлова

Ольга Степановна Хохлова родилась в семье военного в городе Нежин Черниговской губернии и с детства мечтала стать балериной. Хотя классического балетного образования она так и не получила, её мечта сбылась: после курса в частной балетной школе в Санкт-Петербурге в 1911 году она попала в труппу «Русских балетов» Сергея Дягилева. С этого момента начинается период активных гастролей по Европе и США. Несмотря на распространённое мнение, что Ольга была дилетанткой, способной танцевать лишь в кордебалете, опытным деятелям искусства всё-таки удалось убедить себя в обратном. Её талант заметили и оценили люди, стоявшие у истоков реформы балета, – Сергей Дягилев, Михаил Фокин и Анна Павлова.

Портрет Ольги Пикассо на балу у графа Этьена де Бомона. Париж, 1924.
Источник: Succession Picasso

Самым известным и скандальным балетом, где танцевала Хохлова стал «Парад», показанный в Париже в 1917 году. Его создателями были нарушены все балетные традиции от смены самой манеры танца до отказа от пуант, балетных пачек и трико, которые были заменены костюмами-коробками. Работая в труппе Дягилева вместе с такими танцовщиками и хореографами, как Вацлав Нижинский, Леонид Мясин и Михаил Фокин, Хохлова участвовала в процессе освобождения балета от жёсткой академической традиции.

Реконструкция балета «Парад». Источник: Кадр из записи балета «Парад» на сцене Большого театра в Помпеях (2017)

Именно в процессе подготовки к «Параду» Ольга познакомилась с Пикассо, занимающегося оформлением костюмов и декораций. Вскоре после знакомства, уже в 1918 году они поженились. После свадьбы Ольга оставила карьеру балерины и посвятила себя семейной жизни, так и войдя в историю, как первая и единственная русская жена Пикассо.

Портрет Ольги в кресле (Пабло Пикассо, 1918)
Фотограф и сюрреалист Дора Маар

Дора Маар родилась в 1907 году, её детство прошло в Аргентине, а уже 1920-м девушка переехала в Париж. Она занималась живописью и фотографией, была близка с Ман Рэем и кругом сюрреалистов. С Пикассо, который был старше её на 26 лет, она познакомилась в 1935 году в одном из парижских кафе. К этому моменту Дора была уже известным и востребованным фотографом: девушка занималась фэшн-фотографией, работала на киностудии Billancourt Studios и в том же 1935-м году открыла собственное фотоателье. 

Дора Маар (Ман Рэй, 1936 год) Источник: manraytrust.com

Она была эпатажной, немного неуравновешенной, воплощала своим образом формулу la femme fatale, и это чувствуется в её работах. Многие из них, не связанные с коммерческой деятельностью, полны драматизма. Например, ей принадлежит серия фотографий голодающих детей, сделанная в Барселоне. А в 1937 году художница создала одну из самых известных своих фотографических серий, запечатлев работу Пабло Пикассо над «Герникой».

Работы Маар совмещают в себе игривость и печать трагизма, она работает с ракурсами и активными тенями, создавая совершенно особый мир. Такой же загадочный и слегка нуарный, как и она сама.

После разрыва с Пабло, роман с которым продлился почти 10 лет, Дора пережила сильное душевное потрясение и попала в психиатрическую лечебницу. Но даже после выхода из неё, в годы затворничества и уединения она не перестала творить, писала стихи и картины. Расставание с  художником сильно сказалось на её здоровье, и позже девушка говорила, что от самоубийства её удерживает лишь нежелание доставить Пикассо такую радость. 

Плачущая женщина (Дора Маар) (Пабло Пикассо, 1937)
Художница Франсуаза Жило

Франсуаза Жило – ныне живущая французская художница, график и мемуаристка занимает особое место среди возлюбленных Пикассо. Она была единственной женщиной, первой разорвавшей отношения с художником. Впоследствии Жило написала мемуары «Моя жизнь с Пикассо», где без смущения назвала художника «Синей бородой».

Пабло Пикассо и Франсуаза Жило в Антибе, 1946 год Фото: Мишель Сима Источник: francoisegilot.com

Франсуаза родилась в 1921 году в семье промышленника, который воспитывал её как сына, закалив характер девочки. В планы отца не входило, чтобы дочь стала художницей, напротив он пророчил ей карьеру юриста. Жило училась в Сорбонне, затем получила степень бакалавра в Кембридже, где изучала английскую литературу, но в 1939 году она бросила обучение в юридической школе Ренна и серьёзно занялась живописью. 

Учителем Жило стал венгерский художник Эндре Розда, который объяснил ей принципы абстрактной живописи. Вскоре Франсуаза познакомилась с Пикассо, которому тогда был уже 61 год. Молодая и амбициозная Жило видела в нём учителя и наставника, который мог бы ей помочь в изучении современной живописи и дать совет относительно творчества. 

«Спящая женщина» (Франсуаза Жило, 1952) 

Живописные работы Жило очень жизнерадостны, в основном она работает с абстракцией и яркими контрастными сочетаниями цвета. В ёё ранних работах чувствуется влияние Пикассо и Матисса – она экспериментировала с кубистическими формами и цветовыми контрастами. Пожалуй, эти впечатления она пронесла через все своё многолетние творчество, но очень индивидуально их интерпретировав. 

Женщины, действительно, сыграли большую роль в жизни и творчестве Пабло Пикассо. Они были его музами, натурщицами, поддерживали его в трудные периоды, дарили вдохновение. Имена некоторых из них известны лишь благодаря связи с великим художником, имена других – незаслуженно остаются в его тени. Тем не менее биография этих женщин не ограничивается только лишь романом с гениальным испанцем. Они занимались танцем, фотографией и живописью, участвуя в бурном развитии искусства XX века, и сегодня их творчество вполне заслуживает внимания и освобождения от прочной связи с именем Пикассо.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.