Картинка

ММОМА о проектах, коллекции и ещё немного о…

Изучаем Московский музей современного искусства.

Московский музей современного искусства (ММОМА) – первый в России государственный музей, специализирующийся на искусстве XX и XXI веков – был открыт 15-го декабря 1999-го года. Основателем и директором стал Зураб Церетели. Именно его коллекция, состоявшая более чем из 2000 работ художников XX века, положила начало музейному собранию. Сейчас в стенах музея, помимо выставочных проектов, работают образовательные и кураторские программы, а также поддерживаются современные авторы. Мы поговорили с руководителями и сотрудниками ММОМА, продвигающими современное искусство, и узнали, как работает музейное пространство сейчас. 

Музей расположен на нескольких площадках, планируется ли дальнейшее развитие и расширение пространства для реализации новых проектов?

У ММОМА действительно много площадок, которые рассредоточены по городу, что и позволяет нам проводить так много проектов в год. Внутри команды мы смеёмся, что это своего рода конвейер. Но при этом к каждой выставке относимся по-особенному: такой подход позволяет привычные уже залы показать по-новому. В этом лично я вижу развитие наших площадок: в том, что каждый проект раскрывает новые возможности нашего музея, а иногда – отталкивается от архитектуры и истории наших площадок. Мы всегда открыты к предложениям и экспериментам художников, в этой открытости, на мой взгляд, и состоит сила нашего музея.

Если говорить о более приземлённых вещах, то в планах у нас обновление площадок, приведение их в улучшенный вид. Например, в конце года открывается после реконструкции музей-мастерская Дмитрия Налбандяна.

Расширение пространств тоже планируется, но здесь пока сохраним интригу. 

Руководитель выставочного отдела Екатерина Кудряшова.

ММОМА на Петровке. Предоставлено пресс-службой ММОМА

Сейчас популярны open-call для поддержки молодых художников, создаёт ли музей что-то подобное? Если да, то какая программа сейчас работает?

В рамках отдельных программ музей проводил open-call и в будущем также планирует расширять и множить такие программы, потому что поддержка молодого искусства – это неотъемлемая и большая часть деятельности ММОМА. За почти 25-летнюю работу музей открыл много имён в современном российском искусстве и планирует и дальше это делать. Сейчас как раз команда работает над систематизацией и объединением программ поддержки в одно большое цельное и более чётко очерченное направление, одной из составляющих которого будут open-call не только для молодых художников, но и начинающих кураторов.

Помимо этого, мы стараемся не только поддерживать молодых художников и кураторов, но и помогать получать опыт будущим выставочным менеджерам: в отделе мы разработали практику для студентов, в рамках которой они с нашей помощью готовят небольшие выставочные проекты. В нашей сфере не так много возможностей для начинающих специалистов попасть в институцию без опыта, поэтому мы и решили начать эту инициативу и отбирать участников тоже в формате закрытого open-call для профильных факультетов.

Руководитель выставочного отдела Екатерина Кудряшова.

Предоставлено пресс-службой ММОМА

В музее существует множество программ для обучения современному искусству: от библиотеки до лектория. Расскажите подробнее про образование в ММОМА.

Научный отдел активно принимает участие в организации просветительской деятельности музея. Мы разрабатываем отдельные программы к выставкам, с одной стороны, с целью их популяризации, а с другой, решая задачу расширения и углубления зрительского опыта за счёт создания дополнительного историко-культурного контекста. К примеру, проект «”А вы умеете так?” Выставка о том, как танцовщица стала художницей, и о других приключениях Александры Корсаковой» сопровождается дискуссиями и встречами с экспертами в области искусства авангарда, кинорежиссуры, современного танца и театра. Подробнее о программе тут. Также мы проводим иногда мастер-классы прямо на выставке, чтобы зрители могли изучить технику художника не только теоретически, но и практически. С недавних пор у нас успешно начал работать ридинг-клуб, на котором, в данный момент мы разбираем мемуары Марины Абрамович и историю перфоманса.

Предоставлено пресс-службой ММОМА

Занимаемся мы и экскурсионной деятельностью: не только в помощь соответствующему самостоятельному отделу музея, но и ради увеличения разнообразия способов и ракурсов контакта зрителя с выставкой. К примеру, тематические экскурсии вариативных видов – важная часть образовательной программы к выставке Андрея Дюди Сарабьянова «Там, где сердце». Зрители смогут посетить авторские туры кураторов проекта, поучаствовать во встрече-диалоге с самим художником и попробовать формат «неспешных разговоров с искусством», имеющий более вдумчивый и медитативный характер в отличие от стандартных экскурсий. Подробнее о программе тут. Будем рады видеть читателей Art Flash Magazine на наших мероприятиях!  

Сотрудник научного отдела Виктория Васильева.

Помимо образовательного контента, музей курирует выставки современных художников. Какие сейчас выставки открыты и какие проекты стоит посетить нашим читателям?

На выставке «Диалог во времени и пространстве» многие работы привлекают внимание посетителей. Например, мусорный бак, который одновременно и саркофаг, на котором запечатлены офисные битвы. Или контур шкафа, который как будто увеличился до реального размера и материализовался посреди зала.

Экспозиция выставки «Диалог во времени и пространстве. Отечественное искусство XX-XXI веков» Предоставлено пресс-службой ММОМА

Отдельно стоит сказать о двух работах, которые вызывают больше всего эмоций.

Первая — «Кухонный супрематизм» группы «Синие носы». Тех, кто интересуется искусством, подкупает ироничный диалог с Малевичем. А тех, кто не узнает развеску последней футуристической выставки «0.10», удивляет необычная техника: фотография имитирует живопись необычным образом. Кусочки колбасы и хлеба сняты на фоне видавшей виды столешницы с потрескавшимся покрытием, которое создает иллюзию кракелюров – трещин в красочном слое, которые свидетельствует об «историчности» картины.

Вторая — работа Виноградова и Дубосарского «Времена года русской живописи», где сколлажированны фрагменты шедевров русской живописи в одной гигантской картине, которую художники называют «Хит Хитович». Работа занимает всё пространство зала и поражает своим размером. Один из запоминающихся вопрос от посетителей о проекте: а какая из использованных работ самая ранняя? Оказалось, что это прижизненный портрет Пушкина кисти Кипренского, то есть даже в живописи как части русской культуры точкой отсчёта становится Пушкин.

Сотрудники экскурсионного отдела Ксения Мартынова и Ксения Земскова.

Сейчас в музейной коллекции хранится более 10 000 экспонатов, которые собирались со времён Зураба Церетели. Пополняется ли эта коллекция сейчас и где её можно увидеть? 

Коллекция Московского музея современного искусства ежегодно пополняется произведениями, ставшими классикой современного искусства, а также актуальными работами начинающих авторов благодаря пожертвованиям художников, коллекционеров, с помощью поддержки партнёров Музея и его директора Зураба Константиновича Церетели.

В выставочной работе команда Музея придерживается динамичной политики и активно работает с тематическими экспозициями, на которых представлены произведения из музейного собрания. Наиболее крупные проекты с участием произведений из коллекции Музея в основном располагаются на площадке по адресу Петровка, 25 и в образовательном центре на Ермолавском, 17.

Заведующий отделом фондов произведений искусств Кристина Колякина.

Расскажите о самом большом и важном проекте, который реализовал музей.

Всегда сложно, да и не правильно выделять один проект среди тех, которые реализовал музей. Институция работает как единое целое и каждый день, иногда даже не сильно заметный проект, может повлиять на настоящее и будущее музея, аудиторию и культурную среду. Если попытаться все же назвать что-то конкретное, то я бы выделил один проект, который в своей основе был многопрофильным и объединил в процессе создания все структуры и направления деятельности музея, всю его команду. Это был проект создания и запуска Образовательного центра MMOMA в Ермолаевском переулке, 17. Вот уже пять лет этот проект активно работает и развивается как одно из пространств музея.

Заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе Алексей Новоселов.

Чтения Евгения Чебаткова в библиотеке Образовательного центра ММОМА. Предоставлено пресс-службой ММОМА

И последний вопрос, что такое современное искусство для музея?

Современное искусство – это культурная среда времени, частью которой наш музей является.

Заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе Алексей Новоселов.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.