Картинка

«Михаил Врубель» в Новой Третьяковке: выставка-блокбастер, о которой стоит поспорить

Рассказываем о том, как кураторы попытались по-новому представить зрителям творчество Михаила Врубеля и почему лабиринт в музее и прорези в стенах – это неоднозначное решение.

За последние несколько лет выставки единичных художников стали визитной карточкой Третьяковской галереи: вспомним недавно закончившуюся ретроспективу Юрия Пименова и прогремевшие выставки Василия Верещагина и Валентина Серова.

В ноябре 2021 года в Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка, посвящённая Михаилу Врубелю. Событие, безусловно, важное и очень масштабное: работы заняли три этажа музея, причём многие из них представлены зрителю впервые. Экспозиция будет открыта для посетителей до 8 марта 2022 года. Разбираемся, чем же так примечателен «Михаил Врубель» в Новой Третьяковке и почему на него обязательно нужно сходить?

«Сирень» (Михаил Врубель, 1901)

В разное время творчество Врубеля воспринималось неоднозначно: у современников оно вызвало противоречивую оценку, а в советское время его картины вообще не экспонировались и не обсуждались. Сегодня Врубель безусловно признанный художник, чья значимость для современного искусства неоспорима. Его образ окутан мистической загадочностью, не в последнюю очередь благодаря душевному расстройству художника, а также демониаде, сыгравшей ключевую роль в его жизни и  творчестве. Вся выставка проникнута чувством восхищения и придыхания перед гением как бы не от мира сего, связанного с чем-то потусторонним.  

Кураторы отказались от монографического способа экспонирования работ, представляющего последовательный путь творческого развития, а избрали гораздо более сложную концепцию. По сути, зрителю предлагается проследить запутанную историю трансформаций врубелевских образов и их взаимосвязь. Чтобы подчеркнуть идею взаимопроникновения различных линий творчества, Сергеем Чобаном было создано специальное архитектурное оформление выставки.

Всё пространство экспозиции представляет собой ломаный лабиринт, в стенках которого вырублены окна-дыры кристаллической формы, отсылающие к специфике врубелевских мазков. С одной стороны, это даёт возможность сквозного видения и создания визуальных параллелей, но с другой, провоцирует тревожное ощущение невозможности преодоления пространства. Зритель всё время смотрит в замочную скважину, а чтобы попасть в пространство за ней, ему нужно не только пройти некоторый путь, но и желательно всё-таки задержаться в предыдущем зале. 

Посещение выставки из медленной и созерцательной прогулки превращается в наполненное тревогой блуждание, созвучное настроению работ самого Врубеля, местами устрашающее. Уже во втором зале зритель сталкивается сразу с тремя «Демонами», что вызывает сильные эмоции. Три эти работы никогда не экспонировались вместе, и выставка в Третьяковке даёт уникальную возможность сопоставить их в едином пространстве и увидеть те изменения, которые претерпевал образ в сознании художника. Правда, впечатление складывается достаточно скачкообразное: очевидно, что между работами 1890 и 1902 годов пролегает некоторая внутренняя эволюция, но поступательность этого пути при таком экспонировании совершенно стирается. 

Самой интересной частью выставки является графика Врубеля, как минимум, потому что эти работы никогда не демонстрировались зрителю в таком объёме. С 1902 года начинается трагический период жизни художника – госпитализация в клинику для душевнобольных, периодические периоды выздоровления, за которыми следовали новые приступы. Именно рисунки, созданные в больничных стенах, производят наибольшее впечатление. Точные, но очень нервные штрихи, которыми создаются лица санитаров и докторов, выражают ту боль и напряжение, которыми были ознаменованы эти годы. По своему настроению они вполне могут считаться предтечей экспрессионизма. 

Портрет доктора Усольцева на фоне иконы (Михаил Врубель, 1904)

Особое очарование имеет серия графических работ, изображающая раковину и созданная в 1904 году. Многие рисунки этой серии двусторонние, и архитектором выставки была выстроена специальная конструкция, сама напоминающая раковину и позволяющая экспонировать их с обеих сторон. В этой серии Врубель приближается к абстрактной живописи, на первый взгляд рисунки кажутся нагромождением тонких энергичных штрихов. Тем не менее, по мере всматривания из этой массы отрывистых линий появляются очертания раковины, причём Врубелю поразительным образом удалось в графике передать переливы и мягкое сияние перламутра. 

Эффект сияния, вообще, достаточно сильно занимал Врубеля. На выставке широко представлены поливные майолики, созданные им в Абрамцево вместе с Петром Ваулиным. Также известно, что, работая над «Демоном поверженным», художник добавлял в масляные краски золотые порошки, чтобы добиться мистического эффекта внутреннего свечения. 

«Жемчужина» (Михаил Врубель, 1904)

Выставка Михаила Врубеля уже успела стать безусловным блокбастером, билеты можно приобрести исключительно онлайн и заранее. Кураторами была совершена попытка привлечь к творчеству Врубеля внимание широкой общественности и предложить новую точку зрения на его работы. Главной темой стало не планомерное развитие художественного пути, а творчество Врубеля, как некоторый единый феномен, в котором существуют главные темы и мотивы. Если с первой задачей выставка бесспорно справилась, то второй аспект остаётся под вопросом. Сложная концепция и архитектура, сверх насыщенность выставки материалом, а также то, что её главными героями всё таки остались наиболее известные живописные полотна – всё это оставляет смешанные и сумбурные чувства. Это своего рода квест для зрителей, которым предлагается составить собственное мнение, как о творчестве Врубеля, так и о самой выставке. 

Фрагмент экспозиции Источник: Instagram @tretyakov_gallery 

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.