Картинка

Лошади в живописи: от VII до XX века

О том, что такое иппический жанр и кому понадобились «лошадиные портреты».

Лошадь является самым популярным объектом изображения, начиная с наскальной живописи и заканчивая перфомансами XX века. Сильные и грациозные животные привлекали художников и становились главными сюжетами картин. В чём же заключался их секрет?

Лошадь на шёлке

Исторически лошадью могли обладать только высокопоставленные люди – скакуны были верными спутниками императоров и генералов. Любовь к ним была настолько велика, что некоторые хозяева заказывали портрет своего четвероногого друга. Так, в середине VIII века император Тан Сюань-цзун (при жизни звавшийся Ли Лунцзи) приказал художнику Хань Гану запечатлеть его любимца Чжао Бая. Картина с конем правителя получила название «Сияние ночи» и считается одним из величайших портретов лошадей в китайской живописи.

«Сияние ночи» (734-756, Хань Гуань)

Чтобы изобразить белую лошадь на белом шёлке, художник рисовал сильными мазками, используя ловко выстроенную контрастную технику. На самой картине помимо лошади, которая демонстрирует недовольство из-за привязи к столбу, присутствуют иероглифы, которые были оставлены высокопоставленными лицами династии Тан и Мин. Надписи и стихотворение Хонг Ли из династии Цяньлун являются кратким историческим трактатом о величии императора и выражают ностальгию по событиям династии Хань.

Герои греческих мифов

Присутствие лошади в произведениях искусства было постоянным, но главным сюжетом картин это животное становится с приходом периода барокко. В эту эпоху конская портретная живопись была введена в традицию такими артистами как Питер Пол Рубенс, Диего Веласкес и Антонис ван Дейк. Мифический сюжет нашёл своё отражение в картине фламандского мастера Антониса Ван Дейка «Конь Ахиллеса».

«Кони Ахиллеса» (1635, Антонис ван Дейк)

На полотне две лошади бегут по плоской равнине на фоне облачного заката. Лошадь в левой части сцены тонко написана поверх основного цвета так, что она желтеет в сумрачном свете; лошадь, дико несущаяся к зрителю, выделена кремовым и белым, отражая другой, более яркий источник света. Это Ксана и Балий – бессмертные кони героя Ахилла, главного героя древнегреческой поэмы Гомера «Илиады». Неизвестно, какая именно часть гомеровского мифа изображена на картине: кони не привязаны к колеснице Ахилла, а свободно бегут по простору.

Конная портретная живопись

Самым известным и противоречивым «лошадиным художником» является Джордж Стаббс, знаменитый английский живописец, анималист и график. Он один из первых посвятил своё творчество животным и, в первую очередь, скаковым лошадям. Его «конные портреты» восхваляла английская аристократия, но в тоже время презирали художники-академисты.

Одна из самых узнаваемых работ художника – «Уистлиджейкет», портрет знаменитого арабского жеребца по кличке Свистун. Изображение лошади не идеализировано, оно индивидуально. Изначально кажется, что картина нарисована со строгим реализмом, но на самом деле Стаббс использовал очень свободную работу кисти. Когда смотришь на картину вживую, то издалека кажется, что у неё очень острые края. Однако при приближении края почти размываются и создаётся ощущение, что конь движется. Примечательный элемент картины – отсутствие сбруи. Конь помещён в пустое безграничное пространство. У него нет седла, нет уздечки. В нём нет ничего, что могло бы заставить нас думать, что коня можно оседлать. Он дикий и свободный, раскрепощённый, благородный, прекрасный.

«Уистлиджейкет» (1762, Джордж Стаббс)

В XIX веке сложилась определённая иерархия изображаемых лошадей, существующая и до сих пор: наибольшим спросом в художественном мире пользуются скаковые лошади, за ними следуют гунтеры и замыкают список ломовые и тягловые крестьянские лошади.

Теодор Жерико любил лошадей и с раннего детства писал их маслом. Он обучался у художника Карла Верне, специализировавшегося на изображении скакунов. Некий критик восхищённо воскликнул, что одна лошадь Жерико способна съесть шесть лошадей Верне на завтрак. Теодор Верико был воплощением художника-романтика, обожал скаковых лошадей и тяготел к углублённому самоанализу. Конь у Жерико – символ романтической страсти.

«Испугавшаяся молнии лошадь» (1813, Теодор Жерико)

На картине «Испугавшаяся бури лошадь» автор изобразил момент, когда лошадь реагирует на удар молнии (в правом верхнем углу), и, предположительно, сопровождающий его раскат грома. Он избежал более драматичного и, возможно, довольно клишированного изображения вздыбленной лошади, вместо этого показав животное в профиль, когда оно замирает от страха. Жерико блестяще передал блеск пятнистой шерсти, когда она на мгновение освещается на фоне черноты ночного неба. Используя короткие мазки жидкой краски, которые точно повторяют контуры тела лошади, он создал эффект нервной энергии, пульсирующей по её коже.

Переход к импрессионизму

Анри де Тулуз-Лотрек вырос в семье профессиональных наездников и сам любил лошадей, но из-за болезни не мог заниматься верховой ездой. Его рост остановился на 152 сантиметрах, а травмы бёдер не позволяли сидеть в седле. Отчаяние и бессилие Лотрека вылилось в одержимость живописью. Для вдохновения он ходил в район красных фонарей, где мог спрятаться от своих физических несчастий и пить до бесчувствия. Его работы очень плодовиты, большая их часть изображает развратные танцевальные залы, ипподромы и проституток, но только лошадей он писал с особой нежностью.

«Белая лошадь Газель»(1881, Анри Тулуз-Лотрек)

Немецкий художник Франц Марк вместе с Августом Маке в 1911 году основал ассоциацию художников-экспрессионистов «Синий всадник». В своих картинах Марк использует стилистические элементы кубизма, фовизма, футуризма и орфизма. Любимым животным у него считалась лошадь так как она воплощала присущий ему внутренний динамизм. Для художника она была символом жизни и чистоты. Цвета картины в основном были синими, как символ духовности и мужественности, красными – любви и страсти, и жёлтыми – женственности и солнца.

«Большие синие лошади» (1911, Франц Марк)

Художник Петров-Водкин любил красный цвет, который всегда присутствовал на его картинах в деталях. В своём шедевре «Купание красного коня» художник возводит его до уровня монументальности: именно на этой картине красным окрашена не просто юбка крестьянки или кепка рабочего, а целый конь. Цвет становится доминирующим и всепоглощающим. Фигура коня намеренно укрупнена: мы не видим его ноги, хвост и уши. Его огромная, огненная фигура как бы наваливается на нас, не даёт увидеть ни небо, ни землю – отсюда ощущение тревоги и дискомфорта.

Спокойный всадник легко держит коня и отрешённо смотрит вдаль. На заднем фоне изображены фигуры белой лошади, которую тянет под уздцы её спешившийся наездник, и светло-алого жеребца с всадником, его мы видим со спины. Вся эта группа создает круговое движение, за ними – вся планета, отсутствие мелких деталей упрощает всё до условной театральной декорации. Агрессивный красный цвет стал олицетворением стремительности, бескомпромиссности и жажды нового, к чему так рвалась предреволюционная Россия. Выбранная цветовая гамма стала пророческой, ведь картина была написана за пять лет до революции. Красного коня стали олицетворять с судьбой страны, которую не под силу удержать хрупкому всаднику.

«Купание красного коня»(1912, Кузьма Петров-Водкин)

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.