Картинка

Костюмы в фильме «Тар»

Рассматриваем, как одежда в фильме «Тар» влияет на развитие сюжета и трансформацию героини.

«Тар» – фильм, претендующий на главный приз Оскара 2023. Он рассказывает историю падения с вершин славы всемирно известной дирижёрки Лидии Тар. Из-за дела о харассменте её незыблемое положение в Берлинском симфоническом оркестре покачивается, и в итоге героиня оказывается в исходной точке. Все составляющие картины связаны, в том числе, костюмы, которые влияют на сюжет и показывают внутреннюю трансформацию героини.

Костюмами Тар занималась Бина Дайгелер, известная по фильму «Выживут только любовники» Джима Джармуша, а также получившая Оскар за работу над картиной «Мулан».

Бина Дайгелер на съёмках фильма «Мулан» (Фото: Катерина Хесс)

Сложно выделить единую тенденцию в работе Дайгелер, однако в её проектах, где показана реальная жизнь (а не исторические драмы), заметна внимательность к деталям. Цвет рубашки, ткань куртки или обувь никогда не появляются в кадре просто так – они всегда двигают сюжет и помогают раскрывать персонажей. Именно эта чуткость к деталям и была нужна режиссёру Тодду Филду в работе над «Тар».

Главная творческая установка Дайгелер –  «никто не должен обращать внимания на одежду, хотя она является частью языка фильма…», что предполагает не явное привлечение внимания, а создание завуалированных элементов, которые повлияют на подсознание зрителей.

Учитывая то, что «Тар» не претендовал на антиутопичность или сюрреалистичность, все костюмы должны были быть естественными. Харрасмент – везде, это обыденное явление, поэтому и история не должна быть отдалённой.

Общие тенденции в костюмах Тар

Во-первых, это внимание к деталям. Одна запонка или изменение цвета и формы воротника могут сигнализировать о смене внутреннего состояния героини. Во-вторых, многослойность в одежде. Дайгелер использует предельно простые элементы – однотонные футболки, часы без наворотов или строгие брюки со стрелками. Чтобы усложнить образ (а, следовательно, и героиню), базовые элементы одежды наслаиваются друг на друга. В-третьих, чтобы добавить стиля, но при этом не уходить в исключительно кутюр или массмаркет, Дайгелер миксует винтаж с дорогими брендами, а одежду из обычных магазинов со специально сшитой под Кейт Бланшетт. Эта непривязанность к единому пласту моды делает фильм гибким и в концептуальном плане, не привязывая Тар к единому финансовому пласту.

Как изменяется одежда по ходу сюжета?

В первых кадрах показано (это надо запомнить!) выступление Тар на симфоническом концерте. Она в строгом чёрном пиджаке и такой же строгой белой рубашке. Одежда сидит на ней идеально – героиня держит под контролем и свою жизнь, и свой внешний вид.

Кадр из фильма

Ту же уверенность видно и в следующих кадрах, где она подшивает костюм под свою фигуру в специальной мастерской, а затем сидит на интервью. Расстёгнутая пуговица на рубашке добавляет нотки casual в образ, однако это обманчивое впечатление. Даже поза (нога на ногу, руки сложены или плотно прижаты к бокам) демонстрирует напряжение. Героиня анализирует каждую деталь мира вокруг и контролирует эмоции.

Кадр из фильма

По ходу фильма собранное состояние героини постепенно расшатывается. В сцене занятия со студентами рубашка сидит на Тар свободнее, пиджак она и вовсе снимает, когда входит во вкус спора.

Кадр из фильма

В других костюмах уже не так превалируют исключительно белый и чёрный – теперь Тар не только примеряет одежду других цветов, но и экспериментирует с текстурами, позволяя себе, например, надеть клетчатый пиджак на встречу со студенткой Ольгой.

Кадр из фильма

Что же это говорит зрителям о героине?

Тар свыкается со своим положением – она уже не видит необходимости сохранять хладнокровие. Героиня будто забывает о «скелетах в шкафу», связанных с самоубийством бывшей ученицы. Вероятно, не только в силу обстоятельств, но и в силу некоторой расслабленности у Тар возникают проблемы. Против неё начинается дело о харрасменте – она дала слабину и тут же поплатилась за это. Важно рассмотреть ещё одну тенденцию в костюмах Тар – их «футлярность».

Вернёмся к началу фильма – рубашка с пиджаком создаёт некую защиту. Футляр, ограничивающий скорее не Тар от внешнего мира, а, наоборот, мир от неё. Пиджаком героиня прикрывает свой резкий характер. И дело здесь не в неуверенности, а в желании создать определённый образ в медиапространстве. В середине и конце фильма одежда Тар снова многослойна, однако сейчас она носит защитный характер – мятая рубашка под огромным пальто создаёт ощущение раковины, в которую прячется загнанная героиня.

Кадр из фильма

В каком костюме зритель видит Тар в конце?

Одежда на героине становится проще: в эпизоде, когда соседи приходят с просьбой меньше шуметь, она, одетая в мятую оверсайз-рубашку и такие же оверсайз-брюки, начинает ходить по квартире и петь. Она ещё помнит то «золотое» время, когда подобная одежда давала силы и защиту, и теперь с помощью неё пытается вернуться в прошлое. Однако цвета уже не строгие (бежевые оттенки), а размер не точно соответствует телу – Тар больше не уникальна.

Кадр из фильма

Также интересен момент, когда Тар врывается на симфонический концерт. Эта сцена перекликается с первыми кадрами фильма, но теперь рубашка сидит на героине криво (размер явно ей не подходит), костюм съехал и помялся. Это символ того, что вернуть прошлое для Тар невозможно.

Кадр из фильма

Какой предстаёт перед зрителем Тар в последней сцене?

Теперь героиня дирижирует не на всемирно известной сцене Берлинского симфонического оркестра, а на локальном азиатском фестивале, посвящённом видеоиграм. На ней свободная одежда (рубашка и брюки чёрного цвета). Это не стильный оверсайз или стилизованный винтаж – это комфорт и принятие. Тар принимает новое положение в жизни.

Кадр из фильма

Костюмы в Тар играют такую же важную драматургическую роль, как и сценарий или операторская работа. Они двигают сюжет и показывают методичную трансформацию героини от циника к человеку, который принимает судьбу и смиряется с ней.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.