Картинка

КЭМП: слишком экстравагантное искусство 

Познаём эстетический феномен через живопись и фотографию. 

Искусство, которое не боится слова «слишком», экстравагантность, бессмыслица и абсурдная банальность, плохой вкус, вульгарность, победа содержания, над моралью и развенчание канонов стиля – всё это кэмп. Эстетика, понятная не всем, но получившая популярность.  

Понятие «кэмпа» прозвучало в эссе «Заметки о кэмпе» писательницы Сьюзен Зонтаг в 1964 году. Трактат из 58 пунктов, где охарактеризован эстетический феномен термина, стал главным пособием для погружения в кэмповские реалии. 

Художники не раз обращались к экстравагантному стилю в попытке сделать что-то необычное. На примере живописи и фотографии вместе разберёмся в феномене кэмпа и поговорим о сложном простым языком. 

«Сущность кэмпа – в его любви к неестественному, искусственному и преувеличенному», – писала Сьюзен Зонтаг в «Заметках о кэмпе». 

Эта черта ярко выразилась в  произведениях российского художника Владислава Мамышева-Монро. В его работах просматриваются одни из главных характеристик кэмпа – андрогинность и искусственность образов. Серия картин «Политбюро» яркий пример двойственности кэмповского искусства. Работы стирают границы между полами и превозносит женскую красоту в мужском обличии и наоборот. Художник искусственно создает яркие образы через сочетание несочетаемого. Такое искусство не воспринимается серьёзно, потому что оно «слишком» экстравагантно, непонятно и даже смешно. 

«Что может быть прекраснее, чем нечто женственное в мужественном мужчине; что может быть прекраснее, чем нечто муже­ственное в женственной женщине…», – писала Сьюзен Зонтаг. 

Кэмп – это всегда игра на публику. Она проявляется в двойственности смыслов, характерности поз и ярких цветах. Отличительной особенностью творчества Мамышева-Монро являлась его смелость «гримировать» себя в своих же произведениях. Художник умело играл с образами Мэрилин Монро. Он изображал икону стиля и женственности в самых ужасающих и грубых образах. Таким образом Мамышев-Монро намекал, что играет определённую роль в «высоком» обществе.  

Источник: Официальный сайт художника

«Чистый кэмп всегда наивен», – отмечала Сьюзен Зонтаг в «Заметках о кэмпе». 

Незатейливые в своих идеях работы короля поп-арта Энди Уорхола смело можно причислить к эстетике кэмпа. Искусственно созданные образы в интерпретации стрит-арта завоевали сердца многих любителей искусства. Энди Уорхол сделал укол несерьезности искусству. Его простые идеи были пощечиной общественному вкусу по отношению к высокому творчеству.

Благодаря простоте и наивности своих идей художник заставил говорить весь мир про банки с супом. Его полотна до сих пор являются самыми узнаваемыми и неоднозначными. До абсурда банально и просто – то, что позволяет причислить работы Энди Уорхола к эстетики кэмпа. Он развенчал каноны стиля и заявил о том, даже упаковка кетчупа и банка колы может быть шедевром, стоящим тысячи и даже миллионы долларов.

 «Кэмп – это искусство которое ставит целью быть полностью серьёзным, но не может восприниматься всеми как серьёзное, потому что оно всегда «слишком»», – говорила Сьюзен Зонтаг. 

Продолжая тему эстетической банальности кэмпа стоимостью в миллионы – рассмотрим работы современного художника Джеффа Кунса.  Его «плохое искусство» и дурной вкус восхищают. Знаменитые «собаки из воздушных шаров» вызвали общественный резонанс и породили множественные дискуссии на тему: а арт ли это? Критики достаточно быстро причислили искусственных питомцев Кунса к бессмыслице и чуши. Однако, кэмп любит театральность и игривость. Отсюда выпуклые формы и плавные изгибы скульптур. Художники, подобно Джеффу Кунсу, избегают острых углов, ведь театрализованная игра не прощает колких высказываний. Серия «воздушных скульптур» Джеффа Кунса – идеал проявления кэмпа, ведь стиль любит искусственность, блеск, банальность и обтекаемость форм. 

«Кэмп – это прославление “персонажа”, силу целостной личности», – писала Сьюзен Зонтаг. 

Помимо наивности, искусственности и блеска кэмп ценит эстетизм личности в произведениях. Через силу персонажа стилистика кэмпа раскрывает самые утончённые формы сексуальной привлекательности. 

Английский иллюстратор Обри Бердслей оказался в числе художников, которых Сьюзен Зонтаг провозгласила «кэмповскими». В своих рисунках он сексуализировал объект своего творчества. Зачастую работу Бердслея были на грани пошлости и допустимого эстетизма. Будучи поклонников японского эротического искусство, Обри Бердслей изображал женские фигуры в мрачном гротескном проявлении модерна наряду с мифологией и историей.  

Продолжая тему сексуализации объекта искусства в кэмпе поговорим о французском художнике и фотографе Ги Бурдене. Мастер умело балансирует на грани искусства и пошлости, показывая всю эстетику стиля. Его работы – это яркие высказывания о красоте через цвет и силуэты. Фотографии Ги Бурдена это всегда слишком: ярко, сексуально, интересно. 

Источник: Официальный сайт фотографа

Также работы мастера это некая психодрама, скрывающаяся за модной глянцевой и, на первый взгляд, пустой картинкой. Содержание его работ глубже ярче и экстравагантней, чем это может показаться при первом соприкосновении с творчеством фотографа.

Говоря о кэмпе, нельзя не сказать о фотографе и режиссёре Дэвиде Лашапеле. Его работы – бескомпромиссное эстетство. Художник работает в собственном ироническом стиле «сюрреалистического гламура». Его творчество – эстетический апокалипсис. Фотограф создаёт яркие искусственные образы, которые далеки от первозданного состояния. Он заигрывает со зрителем и даже осмеливается задать вопрос «С кем тусовался бы Иисус, если бы воскрес?». Гротеск, экстравагантность и искусственность – ключевые аспекты в работах Дэвида ла Шапеля. 

Эстетика кэмпа воплощается в так называемой «кэмповской позе». Как правило у героя произведения опора идёт на одну ногу, тело изогнуто, благодаря чему силуэт формируется плавными изогнутыми линиями. В работах Лашапеля чётко прослеживается эта искусственность позы. Фотограф часто прибегает и гиперболизации эстетизма формы человеческого тела.

Источник: Официальный сайт художника

«Отличительный знак кэмпа – дух экстравагантности», – отмечала Сьюзен Зонтаг.

Кэмп – это бескомпромиссный эстетизм на грани дурного вкуса. «Кэмповские» работы являются красивыми, потому что они ужасны.

Через плавные изгибы, яркую цветовую палитру и театральность работы наполняют зрителя легкостью и заигрывают с ним. В тоже время гиперболизированные образы, жуткие ироничные маркировки, сочетание несочетаемого и ужасная банальность – выступают в качестве грубой насмешкой над восприятием искусства. 

Кэмп – это экстравагантность, искушение и эстетика в кошмаре. Феномен кэмпа заключается в ужасающей и гиперболизированной сложной красоте образов. Однако при всём величии, кэмп оставляет последнее слово за зрителем. Он позволяет каждому прийти к своему заключению и индивидуальной интерпретации увиденного. 

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.