Мария Иванова уволилась с нелюбимой работы, стала преуспевающим фотографом в кризисном 2020 году, провела сотни съёмок и уже стала наставником для новичков. Мы поговорили с Марией о том, как её фотосессии меняют людей, что делать в случае творческого выгорания и кто может сегодня называть себя настоящим фотографом.
Мария, как и когда вы заинтересовались фотографией?
Я заинтересовалась фотографией в 2019 году, когда работала продавцом-аквариумистом. Моя коллега как-то принесла фотоаппарат, я поснимала, поняла, что мне нравится, и решила взять курсы по фотографии. Основной базой была фотошкола Nikon в Москве, там я училась три месяца, потом прошла курс Ульяны Найденковой по обработке фотографий и курс «Основы фотографии» Дмитрия Гусева. Также я была на интенсиве у Сергея Барокко. Этих людей я нашла в Instagram. В апреле 2020 года я пришла во фриланс и стала интенсивно снимать во время карантина в Москве.
Что такое арт-фотография и почему из всех видов фотографий вы выбрали именно этот? Каков ваш авторский почерк?
Арт-фотография – это понятие растяжимое, она отражает творческое видение фотографа. Интерпретировать и раскрывать эту сферу можно по-разному: грубо говоря, всё, что непонятно и странно, можно назвать арт-фотографией. Я выбрала это направление, потому что считаю себя человеком неординарным и креативным, я смотрю на вещи немного иначе. Мой авторский почерк – это проработка внутреннего состояния человека, а потом отображение этого состояния на снимках.
Где и как вы ищете моделей, когда хотите реализовать какую-то конкретную идею для съёмки? Какие идеи уже воплотили?
Я ищу людей через Instagram, это моя основная площадка. У меня изначально нет каких-то конкретных идей для съёмки, так как я работаю с человеком, а каждый человек уникален. В этом и есть моя идея.
По каким критериям вы определяете удачная ли получилась фотография?
Чтобы это понять, нужно иметь «насмотренность» и знать композиционные аспекты: линейную перспективу, обрамление, правило третей, золотое сечение. Но их, конечно, намного больше. Это нужно чувствовать, видеть. Также очень важна практика. А вообще, если фотографу всегда нравятся его снимки, это значит, что художник внутри него умер, поэтому ни один творец не доволен своими работами, и это нормально.
На фотосессиях формата «Interius» вы стремитесь раскрыть уникальность человека, показать его настоящего. А что значат для вас красота и естественность?
Да, на фотосессиях «Interius» происходит раскрытие человека, чтобы он погрузился вглубь себя, что-то осознал, трансформировался. Это процесс, который трудно описать словами. А красота, она во всём и в каждом. Нельзя научиться её видеть, она в тебе.
Какие съёмки запомнились вам больше всего? Как и где они проходили?
Почти все съёмки были очень яркие. Я фотографировала людей, которые теряли своих родных за несколько часов до фотосессии, людей в глубокой депрессии и людей, страдающих от РПП. Именно такие «болезненные» съёмки мне запомнились больше всего, потому что трансформация благодаря общению происходила прямо на фотосессии. Это было очень мощно и ярко. Съёмки проходили на улице, в студии, дома, их было очень много. Мне кажется, мы были везде. Каждая съёмка – это новая дорога для человека, да и для меня тоже. После фотосессий люди признаются, что им в тот момент было важно выговориться, найти себя, разобраться в своих внутренних ощущениях. Всё это меняет человека, приближает его к тому, чтобы быть собой, а не подражать кому-то другому.
Вы помогаете реализоваться начинающим фотографам, и многие уже добились определённых успехов. Как вы раскрываете их уникальность? Расскажите про самый интересный опыт.
Я помогаю фотографам, но в то же время осознаю, насколько это для меня энергозатратно. Раскрытие уникальности проходит через общение, потому что я хорошо «читаю» людей.
Из своих учеников я могу выделить нескольких. Например, Бато, которому я когда-то делала разбор профиля и фотографий, сейчас уже работает с журналами. Он был на моих интенсивах, лекциях и хорошо вырос.
Елена раскрыла свой уникальный почерк благодаря моим мастер-классам. Она так глубоко копнула в себя, что сделала что-то невероятное. У неё потрясающая фотография, она очень творческий человек.
Даша, пожалуй, была моей лучшей ученицей в мастер-классе, она круто прокачала «насмотренность» и буквально за месяц вышла на стабильный заработок.
Как вам удалось раскрутиться в 2020 году, когда было введено множество ограничений, связанных с коронавирусом, и люди боялись даже просто выйти на улицу?
У меня было творческое выгорание, и 16 апреля, когда в Москве уже был введён карантин, я уволилась с работы, которая мне не нравилась (я работала на холодных звонках), хотя заработок был стабильный. Я поняла, что мой фотоаппарат просто лежит и пылится. Тогда я стала обращаться ко всем, кого знаю, и один знакомый нашёл мне рабочий пропуск, и я с этим пропуском просто находила людей, приезжала к ним и фотографировала, в маске и облитая спиртом. Так я провела в мае 74 съёмки. Это был рекорд, но он привёл к выгоранию.
Как вы с ним справились?
Моя методика заключается в том, что нужно в какой-то определённый момент остановиться, задать себе вопросы, услышать себя. Я занимаюсь духовными практиками и саморазвитием, поэтому мне это сделать легко. Бывает достаточно нескольких дней, чтобы начать всё сначала. Мне очень помогают медитации, ретрит, погружение в себя, так раскрывается внутренняя энергия.
В эпоху социальных сетей назвать себя фотографом может практически каждый. А что значит для вас быть настоящим фотографом сегодня?
Сейчас и правда каждый выдаёт себя за эксперта, но настоящий фотограф прежде всего занимается искусством ради самого творчества, а не для заработка. Конечно, круто, когда ты можешь продать свой продукт, но всё же в приоритете должны стоять не деньги.
Какие проекты вы планируете реализовать в будущем?
Я планирую лекции для фотографов в формате индивидуальных консультаций с разбором профиля, поиском клиентов, оффером и т. д. Также есть идея записывать подкасты. Многие хотят обсудить со мной темы, даже не связанные с творчеством. Я думаю, это будет интересно, потому что мне самой это очень откликается, и люди к этому тянутся.
Если не фотография, то что?
Я не считаю фотографию своим предназначением, так что думаю, я ещё куда-то поверну. Фотография – это инструмент, чтобы реализовать что-то большое и сильное. Но я даже не знаю с чем это будет связано: с творчеством или может с ораторством. В любом случае, это только начало.