18 сентября в Центре современного искусства AZ/ART открылась выставка «Третье ухо». Экспозицию объединяет тема влияния музыки на нашу реальность. Представленные картины и арт-объекты иллюстрируют процесс материализации звуков, исследуют их воздействие на человека и современное искусство. При работе с такой проблематикой дополнительный интерес приобретает отношение художников к музыкальной культуре.
Команда ART FLASH решила провести небольшой эксперимент и сравнить, как воспринимают мир звуков участники выставки. Для этого мы попросили Марину Алексееву, Всеволода Абазова (Севу «Той») и Андрея Рудьева заполнить своеобразную «анкету меломана»: рассказать о своих музыкальных ассоциациях, предпочтениях и привычках.
Вы слушаете музыку, когда работаете?
Андрей Рудьев: Почти всегда. У меня большая и разнообразная фонотека.
Марина Алексеева: Никогда не слушаю.
Всеволод Абазов: Для меня очень важно слушать музыку во время работы. Часто включаю психоделику 60 – 70-х. Желательно, минут 10 качественного занудства. Когда хорошее настроение, слушаю рэп. Для монотонной и длинной работы отлично подходит техно-музыка.
Как звучит ваш дом? Назовите, пожалуйста, три звука.
Андрей Рудьев: Коты, радио «Эрмитаж» и звуки Санкт-Петербурга.
Марина Алексеева: Скрип, стук, ветер.
Всеволод Абазов: По-разному. По утрам я слушаю соседский перфоратор, а главный звук вечера — беснование стиральной машинки. Она у меня никак не закреплена, и на больших оборотах сильно трещит и периодически бьется о стену.
Ваша юность пришлась на 80-90е года. Кто ваш любимый музыкант тех лет?
Андрей Рудьев: Их очень много. Назову только некоторых: Bauhaus, Jan Garbarek, Nina Hagen, David Bowie, U2.
Марина Алексеева: The Doors
Всеволод Абазов: Пожалуй, назову группу Träd, Gräs & Stenar. Она существовала с конца 1960-х по 2014 год, так что тоже считается.
Вы скорее аудиал или визуал?
Тут наши собеседники были единодушны. Все уверенно ответили: «Я визуал».
Работы какого художника вы назвали бы самыми музыкальными?
Андрей Рудьев: Микалоюса Чюрлёниса
Марина Алексеева: Ох, так сразу не смогу ответить.
Василий Абазов: Иеронима Босха
Василий Кандинский считал, что каждому цвету соответствует определенный звук и музыкальный инструмент. Институт Pantone назвал главным цветом 2024 года «Peach Fuzz» («Персиковый пух»). Как бы, по-вашему, звучал этот цвет?
Андрей Рудьев: У меня сразу возникла ассоциация с музыкой De-Phazz.
Марина Алексеева: Как нота «ля».
Василий Абазов: Я бы сказал, что звучит укулеле, либо детская, маленькая флейточка.
Литовский художник Микалоюс Чюрлёнис мечтал соединить живопись и музыку. Он создавал картины-симфонии. Например, рисовал лес и писал музыку, которую необходимо было слушать во время созерцания картины. Если бы вас попросили подобрать саундтрек к своим работам, представленным на выставке «Третье ухо», чтобы вы выбрали?
Андрей Рудьев: Brian Eno – Ambient 1: Music for Airports
Марина Алексеева: Я подобрала саундтреки к своим работам гораздо раньше. Их можно послушать на выставке. Работу «Солист» сопровождают композиции для балалайки. Возле другого произведения звучат фрагменты оперных произведений в исполнении Марии Каллас.
Василий Абазов: Сомневаюсь насчет саундтрека, я бы скорее выдавал беруши. Хорошие беруши, чтобы вообще ничего не слышать и оказаться наедине с собой.