Картинка

Искусство будущего и будущее искусства: трансгуманизм и искусственный интеллект через призму арта

Как художники выращивают уши на руках, а роботы пишут романы и симфонии.

«Жизнь подражает искусству больше, чем искусство – жизни», – писал мастер иронии и парадоксов Оскар Уайльд. Но это наблюдение отнюдь не парадоксально: чего стоят одни книги Жюля Верна, Александра Беляева или работы импрессионистов, которые «создали» знаменитый лондонский туман – точнее, его идею, прочно закрепившуюся с тех пор в общественном сознании.

Тем интереснее сейчас наблюдать за творцами, которые работают на стыке искусства и последних технологий. Кто знает, может, в будущем их экстравагантные, будоражащие воображение и порой жуткие работы станут для нас такой же обыденностью, как подводные лодки и механизмы на дистанционном управлении.

Трансгуманизм

Что, если бы человек мог жить вечно или хотя бы тысячу лет? Если бы люди не страдали больше от старения, вирусов, врождённых и психологических заболеваний, а вместо этого могли летать, дышать под водой или обладали суперсилой? Трансгуманизм – это концепция, сторонники которой считают, что тело и состояние человека может быть улучшено при помощи технологий вплоть до полного освобождения от страданий. К области интересов трансгуманистов относятся и генные исследования, и крионика, и биохакинг, и нейро- и компьютерные технологии. Но идеи трансгуманизма вдохновляют не только учёных, но и деятелей искусства.

Британский художник Доминик Элвин (Dominic Elvin) специализируется на футуристичном дизайне и арте – правда, его работы больше напоминают сценарии из разряда «что-то пошло не так», чем мечты об идеализированном будущем. Для создания скульптур и инсталляций он активно использует переработанные материалы, жёсткие диски компьютеров и вышедшую из употребления технику, подчёркивая лёгкий оттенок дистопии.

Киприото-австралийский перформер Стеларк (Stelarc) идёт дальше и в своих проектах опирается на новинки биотехнологий и робототехники. Экспериментируя с собственным телом, он создаёт огромные паукообразные экзоскелеты и механические руки, управляемые с помощью мышц живота и ног. Стеларк не боится расширять границы восприятия. Так, в ходе перформанса Ping Body он присоединил к своему телу множество электродов, сигнал к которым поступал через интернет. Тело художника фактически контролировалось активностью интернет-пользователей со всего мира, не принадлежа уже ему самому.

Одним из самых неоднозначных проектов Стеларка, пожалуй, считается Ear on Arm – буквально ухо на руке. Чтобы перенести имплант и «оживить» его, понадобилось две операции, и у художника появилось третье ухо – правда, не для него самого. По словам Стеларка, через его новый орган другие люди через передачу сигнала по Wi-Fi смогут слышать то, что слышит он сам, находясь при этом в совершенно другом месте.

Кинематограф также не мог обойти трансгуманизм стороной. Последние десятилетия застали массу остросюжетных блокбастеров, посвящённых усовершенствованию человека или его переходу на качественно новый уровень – от «Аватара» до «Превосходства», «Люси» и «Областей тьмы». Но как технологии будут влиять на повседневную жизнь? Ведь дьявол кроется в деталях, и мелочи подчас гораздо важнее лихо закрученных сюжетов и перестрелок.

«Вечное сияние чистого разума» (Eternal Sunshine of the Spotless Mind) рассказывает о паре влюблённых – Джоэле (Джим Кэрри) и Клементине (Кейт Уинслет), которые после очередной ссоры решили расстаться. И заодно – стереть любые воспоминания друг о друге, благо, в их мире нейротехнологии позволяют это спокойно сделать. Фильм наряду с мелодраматичной эмоциональной линией предлагает и глубокую дискуссию о допустимости вмешательства технологий в человеческие чувства и о том, все ли страдания нужно устранять.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Любопытную точку зрения развивает и небольшая компьютерная игра «Дзен и искусство трансгуманизма» (Zen and the Art of Transhumanism). Главный герой-андроид помогает клиентам развить блог, победить конкурентов и найти любовь, вживляя им подходящие импланты. Но человек на то и человек, что его потребности всегда растут. Игра задаёт вопрос: есть ли этому предел? Ответ неутешителен.

 Заставка игры Zen and the Art of Transhumanism
Заставка игры Zen and the Art of Transhumanism
Искусственный интеллект (ИИ)

Редкие размышления о будущем обходятся без обращения к искусственному интеллекту. Популярнее всего два сценария: тот, где «вкалывают роботы, а не человек», и тот, где царствует Скайнет и «терминаторы». Споры о роли ИИ не утихают, а один из главных вопросов – до какой степени компьютер может заменить человека? Возможно ли это в самой человеческой области – в искусстве?

В 2018 году на аукционе Christie’s за $432,5 тыс. был продан «Портрет Эдмонда Белами» (Portrait of Edmond Belamy) – человека, которого никогда не существовало. Картину создал алгоритм, разработанный французским коллективом Obvious. Сначала разработчики загрузили в сеть 15 тысяч портретов XIV-XX веков, а уже на их основе алгоритм принялся «творить», постоянно самообучаясь и совершенствуясь до тех пор, пока результат не стало невозможным отличить от произведения человеческих рук.

Сами участники Obvious подчёркивают, что алгоритм – не инструмент, а, скорее, соавтор художников, хотя большая часть работы была всё же выполнена людьми. В то же время для создания самого алгоритма требуются огромные творческие усилия: может, это пример произведения искусства, создающее другое искусство?

 Portrait of Edmond Belamy (created by GAN (Generative Adversarial Network), 2018. Image © Obvious). Источник: Christie’s
Portrait of Edmond Belamy (created by GAN (Generative Adversarial Network), 2018. Image © Obvious). Источник: Christie’s

«Может ли робот написать симфонию?» В общем-то, да. ИИ под названием Aiva может создавать саундтреки для фильмов и компьютерных игр в совершенно разных жанрах – от электроники до рока. Как и в случае с Obvious, Aiva сперва прошёл обучение, анализируя музыку знаменитых композиторов. Разобравшись, как и из чего строится мелодия, ИИ «научился» и самостоятельно создавать уникальные музыкальные произведения. Более того – в 2017 году Aiva был признан французским Обществом музыкальных авторов, композиторов и издателей как композитор.

Преуспевают компьютеры и в работе со словом. Так, в начале июня корпорация Microsoft заменила часть журналистов и редакторов на роботов, занимающихся подбором новостей. По словам представителей компании, этот шаг позволит оптимизировать процесс – хотя пока неизвестно, насколько успешно ИИ сможет контролировать поток новостей, отсеивая неприемлемый для сайта контент.

Но алгоритмы не боятся и свободной формы: в 2016 году ИИ практически выиграл японский литературный конкурс Nikkei Hoshi Shinichi Literary Award, «написав» произведение «День, когда компьютер пишет роман» (The Day A Computer Writes A Novel). Команда, стоявшая за алгоритмом, загрузила в сеть определённые слова и конструкции, а затем уже сам ИИ принялся «сочинять». По словам участников конкурса, одна из главных сложностей для алгоритма – создание не чёткой структуры рассказа, а характеров персонажей, которым всё же нужна некоторая «человечность».

 Источник: unsplash.com
Источник: unsplash.com

Узнать наверняка, каким будет будущее и искусство в нём, можно только очутившись в нём самостоятельно через несколько десятков лет. До тех пор самые смелые надежды и самые мрачные предсказания остаются лишь потенциальными. И кто знает – возможно, именно тогда мы наконец-то получим ответ на вопрос, волнующий нас с античности: что делает человека человеком?

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.