Картинка

Инструкция по применению: как начать фотографировать? Наставления и советы от фотографа и арт-директора

Как стать фотохудожником: Мари Лурье о трендах, коммерции и проблемах современной фотоиндустрии.

Работы Мари не только привлекают внимание визуальным исполнением, но и заставляют задуматься о сложных вопросах. Снимки полны скрытых деталей, которые не сразу бросаются в глаза, а постепенно раскрывают многослойный смысл каждого кадра. Через образы людей, особенно женских персонажей, Мари показывает внутреннюю силу и стойкость, даже в условиях давления и ограничений. Эти фотографии не просто о красоте — они о характере, сопротивлении и способности сохранять свою индивидуальность во время трудностей.

Мари Лурье*/ Источник: архив пресс-службы

Почему ты начала фотографировать? 

Сейчас именно то время, когда, проанализировав свой творческий путь, я наконец могу честно признаться себе, почему я начала снимать. 

С детства я была визуалом и всегда тянулась к искусству, наслаждаясь каждой минутой, проведенной в галереях. Мое увлечение искусством проявлялось даже в мелочах: я собирала фантики от шоколадных конфет с картинками, наслаждаясь каждой деталью изображения. Уже в 8–9 лет у меня был пленочный фотоаппарат, и я с увлечением фотографировала все вокруг. В школе я была тем человеком, кто запечатлевал жизнь нашего класса, стараясь сохранить каждый важный момент.

Что следует сделать новичку в первую очередь: вложиться в качество и купить хорошую камеру или получить базовые навыки фотографии? 

Фотограф — это не просто камера или инструмент, это всегда особый взгляд и способность воспринимать мир. В наши дни фотографом можно быть даже с камерой телефона, что как раз особенно популярно сейчас.

Я бы выделила два основных навыка, которые отличают хорошего фотографа: умение видеть свет и развитая насмотренность. Чтобы эти навыки получить, нужно время и целеустремленность. Хорошая камера — это лишь вопрос предпочтений, особенно сейчас, когда даже модные бренды делают упор на фотографии с невысоким качеством.

Где научиться ремеслу фотографа? Достаточно ли самообразования и практики или учеба в вузе/на курсах эффективнее? 

Как я уже говорила, фотограф — это прежде всего видение, и каждый выбирает сам, как его обрести. Я думаю, у самообразования есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, можно двигаться в желаемом направлении, но с другой, может быть сложно найти необходимую информацию. Учеба в вузе дает разноплановые знания и позволяет изучить фотографию и как искусство, и как профессию, в более широком контексте — с историей искусства, теорией композиции и работой с оборудованием. Если бы я начинала с нуля, возможно, выбрала бы этот путь. В начале пути я посещала различные мастер-классы, где получала обратную связь от профессионалов, а еще ассистировала на съемках у опытных фотографов, что помогло мне увидеть работу в реальных условиях.

Креативная съемка требует много ресурсов и подготовки? Как собрать команду, если бюджет ограничен? 

Наверное, мой совет не самый обычный, но на первых порах я бы предложила работать как человек-оркестр и делать все самостоятельно. Чтобы люди захотели с вами работать, нужны примеры ваших работ. Это не обязательно должны быть сложные съемки; главное — показать свое видение, ведь вы в первую очередь фотограф.

Это могут быть уличные фотографии или небольшие документальные проекты — они всегда интересны, если сделаны нестандартно. Если хочется начать с фэшн-съемок — попробуйте сами подобрать стиль или собрать образы, например, в секонд-хендах.

Как использовать искусственный интеллект в своей работе?

Использование ИИ сейчас набирает обороты, и я сама часто обращаюсь к этому инструменту. Он стал незаменимым в моей ежедневной работе в фотошопе, особенно если нужно исправить детали на фотографиях. Кроме того, я применяю нейросети в более крупных проектах, где совмещаю свои фотографии с изображениями, созданными в Midjourney. Иногда я занимаюсь генерацией изображений, когда понимаю, что для воплощения идей недостаточно тех условий, которые у меня есть. В будущем я планирую работать с искусственным интеллектом по-другому: использовать его для создания видео-проектов. Этот инструмент открывает безграничные возможности для реализации творческих идей.

Какие советы ты дашь тем, кто хочет развиваться как фотохудожник? 

Я бы посоветовала не бояться проявлять себя и выражать свое видение через работы. Наблюдайте за топовыми фотографами, особенно за теми, кто работает на мировом уровне, и учитесь у них. Я всегда стараюсь ориентироваться на западных мастеров, ведь они задают тенденции. Каждый день собирайте мудборды или сохраняйте понравившиеся фотографии по папкам — это помогает развивать насмотренность.

Насмотренность — это наше все. Она формирует вкус, собственный стиль и вдохновляет на создание уникальных работ.

Повтор, копирование и сравнение — как избежать вторичности и выработать свой собственный стиль? 

Все новое — это хорошо забытое старое. К тому же многое уже давно придумано. Однако могут появляться новые интересные комбинации приемов. Я считаю, что черпать вдохновение в открытых источниках ничуть не зазорно. Более того, в начале пути можно попробовать повторить снимки своих любимых фотографов, чтобы понять, как они были созданы. Такие приемы помогают со временем выработать свой собственный стиль.

На тему вторичности я бы поспорила — не думаю, что творческие личности стремятся копировать. Скорее, они заимствуют отдельные приемы и элементы. Когда я училась снимать, на мастер-классах было по 10–15 фотографов, и мы все снимали одно и то же. В результате фотографии были настолько разными, что иногда я не могла поверить, что мы были на одной и той же съемке. 

Поделись советом, как коммерциализировать свое творчество? 

Такие способов много — для начала можно заняться продажей своих работ, в формате NFT, который по-прежнему актуален, в том числе.

Стоит рассмотреть сотрудничество с галереями. Когда начинаешь работать в команде, появляются полезные знакомства, и тебя начинают замечать в профессиональном сообществе.

Я также рекомендую рассылать свое портфолио как брендам, так и креативным агентствам, чтобы расширить возможности сотрудничества.

Стоит ли соответствовать трендам фотографии?

На тему трендов в фотографии можно рассуждать бесконечно, ведь они постоянно меняются и эволюционируют. Многое зависит от выбранного стиля съемки: то, что актуально в одном жанре, может быть неуместно в другом. В настоящее время документальный стиль пользуется огромной популярностью и, вероятно, никогда не потеряет своей актуальности и привлекательности. Что касается фэшн-фотографии, здесь все сложнее: если снимать в стиле 2010-х годов, то такие работы вряд ли найдут коммерческий успех. Техническая сторона фотографии постоянно развивается, предлагая все больше новых инструментов и возможностей для самовыражения. Доступность современных технологий позволяет авторам экспериментировать и находить новые способы выражения идей. 

Да, тренды существуют, и их стоит учитывать в работе, но полностью подстраиваться под них не следует. Важно сохранять и развивать собственный стиль, который будет узнаваемым в любых условиях съемки.

Комбинация трендов и уникального видения фотографа может привести к созданию по-настоящему оригинальных и запоминающихся работ. В конечном итоге, успех зависит от способности балансировать между современными тенденциями и собственным творческим подходом.

*Instagram принадлежит организации Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.