Картинка

«Хотелось бы, чтобы это место было не только выставочным, но также и социальным»: куратор Алексей Шульгин о новой эко-галерее «Краснохолмская»

18 февраля Объединение «Выставочные залы Москвы» открыло в столице новую галерею – «Краснохолмская». Культурная институция стала первым выставочным пространством в городе, работающим с экологической повесткой через искусство.

Команда ART FLASH поговорила с куратором галереи Алексеем Шульгиным о новом месте, его миссии и планах развития.

Алексей Шульгин. Источник: архив пресс-службы

В чём будет уникальность галереи «Краснохолмская»?

Эта галерея уникальна своим профилем: у нас есть два направления, которые связаны между собой, – это экология и технологии. И, конечно, искусство, – ведь мы художественная галерея. 

Нас интересуют проекты, которые лежат на пересечении этих тем, рефлексирующих экологическую повестку, предлагают решения существующих проблем. 

Кроме того, нас интересует технологическое искусство, потому что технология – это именно то, что привело нас к климатическому кризису, экологическому, мусорному и так далее. И, судя по всему, с помощью технологий мы эти проблемы и должны решать.

Хотелось бы, чтобы это место было не только выставочным, но также и социальным. У нас есть еще помещение в соседнем подъезде, где мы можем организовывать разные мероприятия – лекции, встречи, дискуссии, обмен вещами. И всё это с таким же экологическим и технологическим прицелами.

Я видела, что на базе галереи будут открыты мастерские для детей и взрослых. Там будут только творческие мастер-классы или, в том числе, и мероприятия для просвещения?

У нас будет образовательная программа, сейчас мы её формируем. Мы планируем сделать разные творческие кружки для детей, где они будут учиться работать с материалами, а также и приобретать основы экологического сознания.

В каком смысле основы экологического сознания? Будет не только обучение какому-то творчеству, но и экологичному образу жизни?

Да. Мы сотрудничаем с Greenpeace и «Собиратором» и ещё планируем привлекать другие экологические организации. У них есть программы, рассказывающие людям, как быть экологичным в повседневной жизни или в работе. 

Многие люди хотят быть более экологичными, но часто они просто не знают, как внедрять в жизнь экологичные привычки: как сортировать отходы, куда отдать ненужную одежду и так далее. На каждом шаге своей деятельности человек может быть экологичным или не экологичным – это вопрос только навыков и привычек. И мы бы хотели помогать людям выбирать первое, давая им знания.

«На каждом шаге своей деятельности человек может быть экологичным или не экологичным – это вопрос только навыков и привычек. И мы бы хотели помогать людям выбирать первое, давая им знания».

Что обычные люди, не только художники, должны делать, чтобы быть более экологичными?

Это все известно: сортировать отходы, меньше покупать, меньше потреблять, меньше летать на самолетах, меньше есть животной пищи. Тут ничего нового я не скажу в этом плане. 

Но главное – делать осознанные выборы во всём: например, смотреть, куда ты идешь работать, насколько экологична эта компания, не загрязняет ли она природу. И есть масса подобных моментов. 

Однако нужно выбирать для себя, что тебе подходит, потому что если от всего отказываться, то от тебя ничего не останется. Тут нужно соблюдать баланс.

Будет ли галерея помогать людям, которые живут рядом, быть более экологичными? Например, будут ли у вас здесь какие-то точки сбора одежды, раздельного сбора мусора? 

Во-первых, у нас будет небольшой пункт раздельного сбора. Не очень масштабный, потому, что надо решать проблему с доставкой всего этого. Но у людей будет возможность отсортировать вещи и сдать. Также, мы устанавливаем контейнер от «Второго дыхания» для сбора старой одежды, которая дальше пойдет нуждающимся людям.

Вообще в разных районах проходят акции по раздельному сбору, и здесь тоже есть активисты, которые этим занимаются. Мы с ними уже связываемся и будем предоставлять нашу площадку для этого дела. 

Также Электросбор, конечно, будем делать. Два раза в год проходит сбор отслужившей свой век электробытовой техники, и мы будем его осуществлять. 

Мы не станем большим пунктом сбора, потому, что у нас просто нет для этого ресурсов. Но, по возможности, мы будем кооперироваться с другими людьми и организациями, которые этим занимаются.

Галерея будет популяризировать идею экологичности только с помощью повестки в искусстве? Или внутри пространства будет также следовать этим принципам?

Конечно, наша галерея будет не только следовать этим принципам, но мы планируем разработать специальную программу для учреждений культуры, которая будет помогать им становиться экологичнее.

А что насчет сотрудников? Вы будете набирать людей, которые разделяют ваши принципы экологичности или, может, будете обучать персонал подобным принципам?

При рассмотрении кандидатур, будет иметь значение насколько они уже ведут экологичный образ жизни и насколько они хотят следовать подобным принципам. Также у нас будут определенные правила для сотрудников по поводу того, как вести хозяйство в галерее, как не покупать одноразовую посуду и так далее. И мы будем отслеживать, чтобы эти правила соблюдались, поскольку это очень важно.

А что насчёт художников, которых вы планируете тут выставлять? Вы будете следить, чтобы авторы тоже следовали эко-принципам или вам важно только, чтобы они затрагивались в творчестве?

Тут два момента: либо ты делаешь экологичное искусство, либо ты делаешь искусство, которое рефлексирует проблемы экологии. Это связанные вещи. Поэтому если люди уже думают об этом, то они уже автоматически сами пытаются быть экологичными. 

Также мы будем стараться создавать все экспозиции в галерее, не производя лишних отходов. Сейчас организуется много выставок посвящённых эко-тематике, но по сути производящихся традиционными методами, когда после часть материалов просто выбрасывается на помойку. Бывает что художник для проведения экспозиции хочет особое напольное покрытие или отдельные декорации стен, которые после выбросят. Вот такого мы точно будем избегать.

Кого из современных авторов и творцов прошлого, работающих с эко повесткой вы выделили бы?

Я бы обратил внимание на Германа Виноградова,поскольку у него очень бережное отношение к миру вокруг и производству вещей. Он делает произведения из найденных вещей. Вплоть до того, что он и одежду находит где-то на улице, отстирывает и ходит в ней десятилетиями. Вот у него такой подход, который был с самого начала его карьеры, с 70-х годов. 

Есть ещё Владимир Архипов, который сам не создаёт произведения искусства, а находит объекты, которые были сделаны другими людьми. Он собирает утилитарные предметы, такие как стул, вешалка и что-то другое, которые собраны из других вещей.

А вообще искусство экологично? 

Старое искусство было экологично. Раньше рисовали на натуральных холстах натуральными красками, и отходы от такого творчества очень быстро разлагались. При производстве такого искусства также не использовались какие-то вредные технологии или нефть, газ и так далее. 

На самом деле, мы с Яниной Пруденко, сокуратором галереи ведём курс в школе Родченко под названием «Устойчивые творческие практики». Он посвящён экологической повестке в искусстве. В прошлом семестре наши студенты создали алгоритм для каждого художника, где он может просмотреть, насколько экологично его искусство.

А насколько вообще индустрия арта экологична что в России, что в мире?

Она не экологична ни в России, ни в мире, но есть позитивные тенденции. Если мы возьмем Европу, то там подобные тренды быстрее набирают обороты, а у нас – медленнее. 

В общем, у людей и художников, в том числе, существует определенный скептицизм. От авторов можно услышать: «Вот, посмотрите: там промышленность и разливы нефти, а наше искусство – это лишь маленькая доля всего этого. И поэтому мы можем мусорить, как хотим. Потому, что как бы мы не мусорили, как художники, от нас не будет столько загрязнений, как от нефтяных корпораций или производителей напитков, пластиковые бутылки которых попадают в море в огромном количестве. Поэтому мы можем продолжать, а эта ваша экология – это все несерьезно». 

Но вопрос не в объеме, а вопрос в двух вещах. Во-первых, в каком-то индивидуальном подходе и самоощущении человека в этом мире, который скатывается к мусорному апокалипсису. И каждый либо вносит вклад в это, либо пытается противостоять этому. 

И второе, это недооценка пропагандистской силы искусства. Ведь оно как-то репрезентирует общественные идеи, а также отчасти формирует их. И я вижу главную задачу искусства, поднимающего экологические проблемы, в формировании общественного мнения и экоосознанности у широких масс людей. 

«И я вижу главную задачу искусства, поднимающего экологические проблемы, в формировании общественного мнения и экоосознанности у широких масс людей».

Сколько времени потребуется на подобное формирование? Это быстрый процесс или ощутимый эффект будет достигаться шаг за шагом?

Я думаю, быстро не получится, это медленный процесс, потому что сознание людей очень инерционно. Понимаете, кто-то посмотрел на искусство и задумался. Затем рассказал другим людям, потом начал сортировать мусор. Его соседи и родственники смотрят на него сначала с недоумением, а потом тоже задумываются над этим. В общем, формирование экоосознанности – это постепенный процесс, который будет длиться еще какое-то время. И нам главное успеть до какого-то полного коллапса – прогнозов нет никаких, но мы должны делать, что можем.

То есть вы делаете ставку на молодое поколение и будущее?

Отчасти, да, но дело в том, что молодежи часто бывает всё равно. Если это сейчас в тренде, то они этим интересуются. Другое дело – более зрелые люди, у которых уже родились дети, которые заботятся о будущем. Они более склонны принимать эко привычки. И делают это не как дань моде, чтобы круто выглядеть со своей кружкой и всем это показывать, а просто потому, что они понимают, что будет завтрашний день и там что-то будет, и это “завтра” определяется сегодня.

«В общем, формирование экоосознанности – это постепенный процесс, который будет длиться еще какое-то время. И нам главное успеть до какого-то полного коллапса – прогнозов нет никаких, но мы должны делать, что можем».

Выставка «Новое из старого». Источник: официальный сайт «Выставочных залов Москвы»

Вы упоминали, что ваша галерея будет работать не только с эко повесткой, но и с темой технологий. Мне это лично напомнило направление art & science, в рамках которого произведения искусства создаются на стыке с наукой. Будет ли у вас что-то связанное с этим направлением? 

У меня довольно скептическое отношение к этому направлению. Там много заявляется, но по сути это такое же обычное искусство, как было раньше, только произведения создаются с помощью бородатых ученых, которые попутно демонстрируют какие-то формулы. Зрителям показывают арт-объекты, в которых что-то светится и булькает. Большинство людей не понимают смысла, зато вокруг произведений возникает аура научности. Это примерно 90% art & science. 

Чтобы создавать произведения искусства вместе с наукой должно быть либо две одинаково заинтересованные стороны – ученые и художники, либо один человек должен быть и художником, и ученым. Я знаю в России одного, может двух таких людей, которые сочетают в себе и то, и другое. 

Для меня это направление должно объединять творчество художника и решение какой-то проблемы с помощью науки. Например, голландский стартапер Боян Слатсоздал систему по очистке океана от мусора. Это выглядит очень красиво, а кроме того приносит реальную пользу – вот это вполне себе art & science. 

Ваша первая выставка «Новое из старого» посвящена истории Upcycle в искусстве. Расскажите подробнее про неё.

Этот наш совместный с Яниной Пруденко проект с исторической перспективой; он посвящен вторичному использованию материалов в искусстве. Мы увязали всё это с историей, потому что ничего не возникает с нуля, у всего есть какие-то корни, и, в частности, у вторичного использования материалов. Нам было интересно посмотреть на мотивацию художников: если раньше она была одна, то сейчас – другая. И интересно, как это всё перетекает из одного в другое.

Экспозиция будет делиться на несколько частей: первая – это авангард 20-х, там представлены коллажи Родченко. Потом советское время, 60-е и-80-е: Колейчук, Виноградов, Архипов. А дальше мы идём в новую эпоху, в нулевые годы,.

А чему будут посвящены следующие проекты? Они всегда будут связаны только с экологией?

Мы будем делать упор не только на эко, потому, что искусство, связанное с этой темой часто выглядит однообразно. Многие «эко-художников» просто делают работы из вторичных материалов или мусора – на нашей первой выставке у нас будут такие произведения. Но их невозможно всё время показывать. 

На этот год у нас запланировано несколько выставок. Следующая экспозиция будет посвящена истории российской и советской светомузыки, поскольку вторая ключевая тема нашей галереи – технологии. Так что у нас будут выставки и чисто технологического искусства.

Ещё будет выставка-open call на тему эко-техно-арта, где мы попытаемся найти молодых художников, которые создают проекты, лежащие на пересечении этих тем и, возможно, решающие практические задачи. 

Также будет проект, посвящённый видению будущего. Там мы покажем, как художники смотрели на будущее 100 лет назад и как авторы сегодня видят завтрашний день. Мы представим разные сценарии: от техноутопизма до полной дистопии.

Что, на ваш взгляд, ждёт эко-повестку и эко-искусство в России и в мире?

Трудно сказать, потому что будущее неопределенно, но если смотреть на тенденцию, то эко повестка набирает ход. Мы всё больше слышим про устойчивое развитие, правительства разных стран думают про это. Часто подобные решения противоречивы, но радует, что в эту сторону смотрят.

Сейчас из-за мусорных полигонов, смогов над городами экология становится не абстрактной темой для людей, и активизм в этом направление всё популярнее. Люди всё больше этим интересуются, а значит, что это будет больше проявляться в искусстве.

«Трудно сказать, потому что будущее неопределенно, но если смотреть на тенденцию, то эко повестка набирает ход. Мы всё больше слышим про устойчивое развитие, правительства разных стран думают про это».

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.