Картинка

Фильмы Кристофера Нолана: 5 причин, чтобы влюбиться

Кристоферу Нолану исполнилось 50. Хороший повод разобрать на составляющие самобытность его творческого стиля.

Что отличает «интеллектуальный блокбастер» от «попкорн-муви»? Где найти баланс между запросами массовой и узкой аудитории? Кажется, всё это знает Кристофер Нолан. Его методика проста, но мало кому под силу её повторить. Поговорим о постоянных переменных в формуле успеха его картин.

Научный подход

В сентябре прошлого года NASA официально визуализировало чёрную дыру. Изображение в точности соответствует чёрной дыре Гаргантюа из фильма «Интерстеллар», вышедшего в 2014 году. За шесть лет до официальных данных и за пять – до «снимка» NASA Кристофер Нолан привлёк к работе над фильмом команду физиков и программистов, чтобы получить максимально достоверное изображение космического объекта. В то же время Discovery Science, например, всё ещё довольствовался чёрным кружочком во вращающихся лучиках.

Кадр из фильма «Интерстеллар»
Кадр из фильма «Интерстеллар»

Кип Торн, лауреат Нобелевской премии по физике, консультировал команду специалистов, работавших над программой для моделирования Гаргантюа и пространственно-временного тоннеля – «кротовой норы». Общий объём данных для макетов составил 800 терабайт, а весь сценарий был основан на научных работах того же Торна.

Непроработанная любовная линия

Если вы смотрели больше одного фильма Нолана, то наверняка обратили внимание на тщедушную любовную линию – романтическая составляющая присутствует, но сведена до минимума даже для научно-фантастического произведения. И всё же это не умаляет роли чувства в развитии сюжета. Брюс Уэйн надевает маску и становится Бэтменом, чтобы не подвергать опасности любимых, а в «Интерстелларе» делают предположение: не является ли любовь такой же силой, как гравитация?

 Кадр из фильма «Начало»
 Кадр из фильма «Начало»

Повествование

Нелинейный сюжет

В постмодернистском искусстве нелинейное повествование, в частности кольцевая композиция, – давно не новость: «Бойцовский клуб» – прекрасный тому образец. Если в иных фильмах такой приём оказывается лишь неудачным попыткой сохранить внимание зрителя, то в фильмах Нолана он используется намерено. Например, чтобы изменить глубину сюжету или скрытую в самом начале разгадку, которую мы просто не заметили.

Кадр из фильма «Помни»
Кадр из фильма «Помни»
Три акта

Сильнейшее влияние на режиссёра оказали «Звёздные войны» Джорджа Лукаса и «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика. В них прослеживается классическое построение сюжета: завязка – кульминация – развязка. Нолан строго придерживается этой модели, разве что слегка размывая границы.

Плёнка

Нолан яро отстаивает плёночную съёмку, объясняя это тем, что аналоговое изображение лучшего цифрового. Режиссёр считает, что плёнка позволяет зрителю увидеть именно те цвета, которые изначально были сняты и которые аудитории хотели показать.

Классический кадр

И здесь Нолан предпочитает классику, даже минимализм: большую часть времени камера неподвижна, а кадры максимально просты. Это позволяет сфокусироваться на диалогах, которые играют в сюжете ключевую роль.

Кадр из фильма «Престиж»
Кадр из фильма «Престиж»
Параллельное действие

Хитрая техника монтажа, которая при простоте кадров усложняет сюжет: одновременно с одной историей вам рассказывают другую. Это могут быть мысли персонажа, его воспоминания или вообще отдельная ветвь событий. Параллельное действие (по-английски cross-cut) не даст вам понять, в какой именно точке сюжета вы находитесь и что из происходящего реально.

Съёмка в «низком ключе»

Этот приём очень часто использовался в фильмах нуар. «Низкий ключ» работает с тенями и контурами объектов, стирая (буквально погружая в темноту) незначительные детали, чтобы ещё сильнее выделить самое важное. Фильмы Нолана достаточно легко узнать по цветовой палитре – они всегда очень тёмные. Буквально. Ещё одна минималистичная техника low cut за счёт глубоких теней, сильных затемнений и слабых источников света фокусирует внимание зрителя на объекте на свету, на символизме этого объекта и на характере персонажа в кадре.

Кадр из фильма «Дюнкерк»
Кадр из фильма «Дюнкерк»

«Английский» юмор

Юмор в фильмах Нолана очень сдержан, даже сух, и поэтому прекрасно вписывается в неэкспрессивную манеру повествования. В «Интерстелларе» робот TARS слишком саркастичен, и в настройках ему понижают чувство юмора до 90%. Вытаскивая Брюса Уэйна – Бэтмена – из-под горящей балки обрушающегося особняка, Альфред возмущается: «Какой смысл в том, что вы каждый день отжимаетесь, если вы не можете поднять бревно?»

Интертекстуальность

«When you see yourself more than just a man, then you become something else entirely», – говорит будущему Тёмному рыцарю его наставник Ра’с аль Гул. Бесспорное преимущество нолановских фильмов заключается в многопластовости: если зритель пришёл посмотреть экранизацию комикса или военный экшн, он увидит экранизацию комикса и военный экшн. Ищущий большего найдёт в фильме про космос библейский миф, а в триллере об отмщении – принципиально новый способ повествования.

Кадр из фильма «Тёмный рыцарь»
Кадр из фильма «Тёмный рыцарь»

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.