Картинка

Фестиваль обретенных фильмов в «ГЭС-2»: катарсис, реставрации и «Безумная любовь» Жака Риветта

Денис Рузаев о концепции программы, трудностях подбора фильмов и о том, что делает французский шедевр находкой для зрителей.

18 сентября в «ГЭС-2» стартовал «Фестиваль обретенных фильмов». Киносмотр в Доме Культуры становится ежегодной традицией, а в этом году он приобрел новый тематический фокус — посвящен фильмам, которые прошли долгий и непростой путь, чтобы снова встретиться со зрителем.

Мы поговорили с куратором фестиваля и кинокритиком Денисом Рузаевым о том, как формировалась программа этого года, и обсудили один из ее ключевых фильмов — «Безумная любовь» Жака Риветта. Эта лента давно окружена ореолом мифа: считавшаяся почти утраченной в пожаре в 1974-м, она обрела вторую жизнь благодаря недавней реставрации в 2023 году. В разговоре мы выяснили, почему фильм стал переломным для французской новой волны и каким образом он продолжает влиять на кино сегодня.

Денис Рузаев

Как Вы выбирали тему фестиваля?

После того, как в прошлом году мы провели «Фестиваль единственных фильмов», было логично перейти от нагнетания драмы к катарсису. А что может быть более катарсическим, чем обретение чего-то недоступного, исчезнувшего, необычного? Так темой этого года стал феномен обретения в кино — и разных вариантов понимания этого определения, от находок долго считавшихся утерянными фильмов и чудесных реставраций картин, которые нельзя было увидеть в задуманном авторами виде, до совсем новых лент десятилетиями молчавших классиков режиссуры или открывающих новые горизонты для кинематографа дебютантов.

Были ли сложности с формированием программы фестиваля?

На наших фестивалях в «ГЭС-2» классическое кино сосуществует на равных с современным. Если с обретенными классическими фильмами сложностей не возникало (таких историй о непростой судьбе великих картин множество), то применительно к современному кино нужно было определить рамки понятия «обретенности». Пожалуй, единственная трудность заключалась именно в этом кураторском решении. Но, как мне кажется, мы нашли подходящие фильмы: это и работы режиссеров, не снимавших около 30 лет, и картины авторов, возвращающихся к материалу полувековой или даже вековой давности, и новые ленты современных мастеров, трансформирующих свой стиль, и глубоко личные дебюты, в которых собственный опыт переплавлен в материю кино.

В рамках ретроспективной программы фестиваля 27 сентября пройдет показ фильма «Безумная любовь». В центре сюжета группа телевизионщиков, которая снимает, как режиссер Себастьян готовит к постановке «Андромахи» Расина. Эта картина стала воплощением риветтовского кино, где сценарий пишется на съемочной площадке, а события происходят сами по себе. 

Через что прошел фильм «Безумная любовь», прежде чем попасть в фестивальную программу? 

На протяжении десятилетий «Безумная любовь» Жака Риветта была скорее мифическим шедевром, чем реальным — его просто нельзя было увидеть. Один из самых радикальных фильмов французской новой волны, переломная работа для самого Риветта, освободившая его от ориентира на конвенциональные формы и сюжеты, «Безумная любовь» столкнулась с трагедией: оригинальный негатив сгорел в пожаре, а все остальные существовавшие копии существенно уступали ей в качестве изображения. И даже их показы были редкими, чаще всего проходившими в Америке. На домашних носителях фильм и вовсе был недоступен: в сети ходили лишь блеклые, чудовищного качества сканы уровня потрепанных VHS-кассет. К счастью, в позапрошлом году свет наконец увидела чудесная, возвращающая этому фильму его первозданный облик реставрация. Ее мы и покажем на фестивале.

Кадр из фильма «Безумная любовь»

Как Вы считаете, кто/что главный герой фильма «Безумная любовь»?

Сам кинематограф, конечно же — иначе зачем было бы Риветту вводить в сюжет съемочную группу, которая снимает документальный фильм в фильме, посвященный работе героев над пьесой Расина. Мятежная материя кино здесь влияет на происходящее не меньше общественных и частных драм Франции конца 1960-х.

Какого отклика на фильм Вы ждете от зрителей? Чем картина будет интересна?

Это настолько многогранное кино, что любой отклик имеет право на жизнь. Я лишь надеюсь, что зритель рискнет отправиться вместе с нами в это киноманское приключение. А приключение «Безумная любовь» гарантирует довольно головокружительное: в этой истории разрыва бурных отношений между работающими над пьесой супругами — режиссером и актрисой — уживаются и 16мм, и 35мм; и тщательно выстроенные мизансцены, и актерская импровизация; и почтенная театральная классика, и острая реакция на проблемы современности; и вечные философские вопросы, и сиюминутные теории заговора. Но прежде всего — «Безумная любовь» — это пример увлекательной режиссерской игры с медиумом кино, в которую Риветт пускается, на глазах меняя правила. Это французская новая волна в ее самом дерзком и гипнотическом проявлении.

Трюффо был убежден, что именно благодаря Жаку Риветту во Франции 1970х годов на свет появилось новое кино. «Трюффо также говорил, что в банде отпетых фанатиков, составлявших новую волну, Риветт был самым отпетым фанатиком — а значит, шел дальше всех в своих исследованиях пределов языка кино и в путешествиях за эти пределы, — считает Денис Рузаев. «Пожалуй, мало кто из великих режиссеров в истории был настолько свободен в своем подходе к кинематографу: его фильмы то напоминают борхесовские лабиринты, то вдруг поражают почти ослепительной ясностью сознания».

К какому жанру Вы бы отнесли этот фильм?

Самое очевидное определение — кино о кино. Но стоит смотреть Риветта, чтобы напоминать себе, что жанровые рамки могут быть лишь отягощающей условностью и их стоит время от времени ниспровергать. Как и любое другое устойчивое понятие.

О чем этот фильм для вас?

«Безумная любовь» — фильм разнообразных раздвоений: от двоих персонажей-режиссеров до контрастов визуальных. Но, пожалуй, главное здесь — тонкая разделительная полоса между любовью и ненавистью, разумом и безумием. Смотреть за тем, как, каждый по-своему, герои балансируют на этой грани, пожалуй, даже увлекательнее, чем за переменами отношений между ними.

Кадр из фильма «Безумная любовь»

Этот фильм был удостоен приза Сазерленда Лондонского кинофестиваля 1969, но был ли он популярен у зрителя?

Не думаю, что Риветт стремился к популярности — очевидно, для него важнее была верность собственному видению. Поэтому это кино и не могло стать массовым, но зато оно не принадлежит лишь моменту своего выхода, а остается вневременной классикой, продолжающей вознаграждать каждого, кто с ним знакомится.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.