Картинка

Цензура и искусство: неофициальная фотография в Ленинграде в 1970-1980-х гг.

Рассказываем о том, как фотография становилась отдельным видом искусства в условиях тотальной цензуры.

Рассказываем о том, как фотография становилась отдельным видом искусства в условиях тотальной цензуры.

Уникальный жанр андеграудной, независимой фотографии начал развиваться в Ленинграде в «оттепельные» 1960-е годы и продолжал набирать популярность до самой перестройки. В стране Советов в то время фотография была тесно связана с прикладной деятельностью: она рассматривалась исключительно как идеологический инструмент для построения светлого образа советской жизни.

Поэтому официальные фотографии, публиковавшиеся в печатных изданиях и показываемые на выставках, были строго регламентированы. Запрещены были снимки, на которых появлялись остросоциальные или религиозные сюжеты, обнажённая натура или абстрактные мотивы. Цензура также не допускала различные эксперименты и формалистические поиски в фотографии. Если фотограф не вписывался в заданные рамки, то у него было два пути: либо оставить фотографию, либо уйти в «подполье». В результате жестких идеологических ограничений и появилась независимая неофициальная фотография, которая не могла быть нигде опубликована или выставлена. Именно это объединило очень разных и непохожих друг на друга фотографов, стремящихся показать не идеальную, но настоящую, жизнь Ленинграда.

Независимая фотография Ленинграда появилась и развивалась в тесной связи с неподцензурной литературой, андеграундной живописью и рок-музыкой. Это был общий круг друзей и единомышленников. Поэтому фотографы снимали своих друзей – поэтов, художников, музыкантов, а также поэтические чтения, квартирные и официальные выставки независимых художников, концерты рок-клуба. Они запечатлевали лица и события, которые в дальнейшем стали визуальным архивом «второй культуры» города на Неве.

Классическая фотография

Несмотря на неограниченную возможность экспериментировать, были мастера, которые искали и находили себя в традиционных жанрах: портрете, пейзаже, натюрмортах и городских фотографиях. Наиболее яркие представители классического направления, Борис Смелов, Борис Кудряков и Леонид Богданов, в своих городских пейзажах создавали образ «достоевского» Петербурга, запечатлевали жизнь без прикрас или же фиксировали таинственные символы города. Их пейзажи, часто вовсе безлюдные, наполнены тревогой и атмосферой предельного напряжения.

Абстрактная фотография

Радикальные поиски новой фотографической формы привели к трансформации реальности и полному исчезновению предметности. Николай Матрёнин работал с большеформатной пленкой так же, как Джексон Поллок с холстом. Матрёнин на свету лил на пленку проявитель, разбрызгивал краску, рисовал мастихином, наклеивал скотч прямо негативы. В результате получались фотографии в стиле спонтанного абстракционизма. Валентин Самарин создал свой индивидуальный способ проявления изображения из негатива. Он складывается из многократных экспериментов с фотохимией и наложением нескольких негативов или позитивов. Отсюда невероятно разнообразная цветовая гамма, необычность композиции и непредсказуемость в подаче сюжета.

Социальная фотография

В 1970-е официальный фоторепортаж был призван создавать положительный образ жизни советского человека, умалчивая о его проблемных сторонах. Однако неофициальных фотографов интересовало совсем не это. Так, например, Сергей Подгорков снимал юродивых, алкоголиков, курящих подростков в школьной форме. На снимках Сергея Фалина с праздничной демонстрации 1977 года можно увидеть, какими были на самом деле демонстранты: без горящего в глазах революционного энтузиазма. Проблемы урбанистики и экологии были затронуты Львом Звягиным, который снимал городские свалки промышленного и бытового мусора в черте города.

Обнаженная натура

В 1970 – 1980-е годы изображения обнаженного женского тела были исключены из визуальной среды советского человека. Жанр «ню» воспринимался лишь в негативном ключе, а авторы таких изображений даже могли преследоваться законом.

Различные запреты не останавливали Геннадия Приходько, который снимал обнаженную натуру с 1968 по 1985 год в интерьере и на пленэре. Наиболее показательны его серии, снятые в фотопутешествиях на Север, где женское тело было представлено на фоне сурового пейзажа.

Сергей Фалин использовал обнаженную натуру в своих экспериментах с формой. Он снимал одну и ту же модель, чуть-чуть меняя её позу, а затем два близких по композиции негатива совмещал в одном позитиве. Фигуры двоятся, вибрируют, а окружающая обстановка может оставаться стабильной, неизменной, что и создает некое ощущение диссонанса и напряженности.

Независимая фотография Ленинграда не имела чётких рамок, единого направления или конкретных задач. Андеграундные фотографы через свой творческий опыт стремились лишь к одному – свободе художественного высказывания. И им это удалось даже в условиях идеологического и социального давления. Результатом их смелых творческих поисков стало признание фотографии как отдельного вида искусства и бурное развитие петербургской школы фотографии уже в постперестроечное время, когда их произведения и стали доступны для широкой публики.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.