Картинка

Бесплотность: Исследование Иллюзорного Мира

С 28 августа по 27 октября в Образовательном центре MMOMA (Ермолаевский пер., д. 17) будет проходить выставка «Бесплотность. Памяти Анатолия Кулакова», посвященная проблеме иллюзорности предметного мира.

Выставкой начинается целая серия экспозиций в рамках программы «Роль личности». Куратор — Нина Лаврищева. Программа посвящена заметным персонам из мира искусства: художникам, внесшим вклад в развитие и новации в различные области изобразительного искусства, музейного дела, коллекционирования и формирования фондовых коллекций, учителям и основателям художественных групп.

Одним из таких художников был Анатолий Кулаков. «Анатолий Кулаков жил со своей семьей в городе Пущино (под Серпуховом), работал художником в Институте биофизики АН СССР, где ему предоставили большую мастерскую и почти полную свободу для творческих экспериментов. Как я поняла из общения с его дочерью, из чудом сохранившихся интервью, из общей истории этого времени, он был одним из тех деятельных мечтателей, которые создавали новое вопреки всему. Надо сказать, что сама история наукограда Пущино совершенно утопическая. С 1962 года Пущино был научным центром биологических исследований, где все вращалось вокруг Научных исследовательских институтов. Городом он стал в 1966 году. В 2005 город Пущино получил статус «наукоград». Наукоград — это городской округ, имеющий высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. На пустыре фактически выросли большие институты: здания, спроектированные в традиции советского модернизма с его постконструктивисткой эстетикой, в единой градостроительной концепции застройки, с удивительными ритмами окон, лестниц и других архитектурных элементов. И в этой обстановке начали жить молодые люди разных специальностей, которые там образовывали кружки, клубы, секции. Многие такие клубы для детей и взрослых до сих сохранились.

В этой ситуации Анатолий Кулаков раскрыл свой потенциал. Он был не только фотографом, он делал выставки в помещениях институтов в Пущино, в коридорах и помещениях между корпусами, учил и поддерживал молодых фотографов, экспериментировал с фотосъемкой и методами печати. В его наследии сохранились пейзажи, сюжеты, немного портретов. На выставке в ММОМА показана только одна линия его наследия — натюрморты. В его пейзажах и портретах не так ярко заметен новаторский подход к совмещению кадров, который он практиковал.

После смерти автора сохранились негативы на стеклах, где кадр еще не обрезан, и видно, как он из множества бытовых предметов составлял композиции на фоне круглых окон в здании Института, в своей мастерской, на обычных столах в своей квартире, составлял абстрактные композиции из поролона, фрагментов разных материалов и бытовых предметов. Благодаря ракурсу и совмещению негативов получались художественные композиции. 

Для того, чтобы в довольно стесненных обстоятельствах советской действительности сделать такие натюрморты, нужно иметь богатую фантазию, мощную основу художественного образования и огромную мотивацию. Этой части истории жизни и работы Анатолия Клакова посвящено 10-минутное видео из фотографий: портретов самого автора и его собственных пейзажей, видов Пущино и окрестностей.

В 2020 году наследники Анатолия Кулакова передали в дар Музею четыре фотографических отпечатка и ассамбляж. Это уникальные предметы. Несмотря на то, что фотография — тиражный вид искусства, авторские отпечатки — это неповторимые экспозиционные предметы. Все фотографии, которые мы показываем на выставке — уникальные авторские отпечатки, сделанные в 1970-2000-х годах Анатолием Кирилловичем. Они неповторимы. В данном случае играет роль все: бумага, формат (многие отпечатки образены вручную), контрасты и светотеневая передача в кадре, которых автор добивался не с первой пробы. Именно эта предпечатная работа с аналоговой фотографией видна в каждой работе. Современные отпечатки, слеланные с отсканированных снимков на новой бумаге и новых станках, выглядят совершенно иначе. Я намеренно ездила в Пущино, чтобы отобрать из всего наследия необходимые кадры:только те, которые автор печатал сам. В период подготовки выставки из всей массы кадров было очень сложно выбрать. Многие из отобранных для выставки фотографий экспонируются впервые.

В стилистике работ Анатолия Кулакова меня поражает чистота сформированного кадра и строгость композиции. Представляя где он жил, как доставал материалы, бумагу, проявители, изобретал каждый элемент: начиная с процесса съемки, завершая оформлением отобранных отпечатков, начинаешь понимать, что эти фотографии — результат огромных усилий и многолетней работы по-настоящему талантливого художника», — рассказывает куратор проекта Нина Лаврищева.

Экспозиция работает со вторника по воскресенье с 12:00 до 21:00. Понедельник — выходной. Вход свободный. 

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.