Картинка

Александр Кипсоне о cosmoscow, граффити-культуре, городском пространстве, любимых брендах и вдохновении

«Для меня искусство — это в первую очередь эмоции»

ОБРАЗОВАНИЕ

С чего всё началось? Ты мечтал в детстве стать художником? 

Моё знакомство с искусством началось в возрасте 6-ти лет. Именно тогда отец стал водить меня по разным выставкам, квартирникам и начал брать с собой в художественную мастерскую, где работал его друг. Там они обсуждали разные творческие вопросы, курили и выпивали, а мне просто нравилось наблюдать за ними. Я уверен, что это повлияло на меня нынешнего. Также будучи ребёнком я ходил в детскую художественную школу, став чуть старше увлёкся граффити, а потом поступил в Муху (прим.ред. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица) на реставрацию, но проучился там 3 года и бросил. 

Повлияло ли высшее художественное образование на твоё творчество?

Да, безусловно, но, скорее, не на творчество, а на мировоззрение и взгляд на жизнь в целом. Я рос в самом обычном спальном районе и меня окружали люди с определёнными жизненными позициями. Я рано проникся граффити-культурой и долгое время варился в ней. 

Когда, благодаря образованию, я попал в другую художественную среду и встретил людей не из своего привычного круга общения, во мне появилась большая толерантность и открытость — до этого я находился в рамках определённого восприятия. К примеру, мне всегда нравилось читать книги, которые давал отец, а ещё мне очень нравилась философия, но мне было не с кем разделить такие свои интересы. Потому что общение внутри культуры так или иначе ограничено темами граффити, бомбинга и так далее, порой я чувствовал себя белой вороной. 

Что касается творчества, когда ты работаешь в абстрактной направленности, то тут не важен академический бэкграунд, важнее насмотренность и понимание того, как работает искусство в целом. Когда ты знаешь авторов, течения и направления, то тебе проще понять, как выразить всё то, что есть внутри и как это лучше скомпоновать на холсте.

ТВОРЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

В своём творчестве ты активно используешь баффинг, в какой момент ты стал обращать на него внимание и внедрил в свои работы?

Мне всегда нравилось бродить по улицам, наблюдать, изначально я фотографировал. Меня визуально привлекало разнообразие городских текстур, которые получаются благодаря «заплаткам», сделанным ЖКХ, чтобы закрасить нежелательные надписи. В Советское время у каждого дома был свой коллеровочный номер, но сейчас они утеряны и «заплатки» не совпадают с цветом здания, так и появился баффинг. Порой из этого складывается совершенно удивительная геометрия с необычными цветами, смотря на которую, ты видишь уже законченную работу, а не просто «заплатки».

Ещё на меня повлиял Михал Шемякин — один из лучших современных криэйторов, на мой взгляд. В своё время он приезжал в Штиглица (прим.ред. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица) и давал там лекции, но большее влияние на меня оказала серия его фотографий, снятая на Парижских улицах, где изображены композиции из мусора. Увидев их я понял, что оказывается в творчестве можно делать, что хочется и как угодно. После этого я стал больше обращать внимания на привычную городскую среду. 

В твоих работах много текста, почему ты пишешь на английском? Как ты придумываешь надписи для картин? Тебе нравится этот язык, или ты используешь его с коммерческой точки зрения?

В своих работах, как правило, я закладываю смысл либо с помощью текста, либо через цветовые решения и формы, а английский композиционно лучше внедряется в моё творчество. 

Источник: DiDi Gallery

Я давно не придумываю набросков: приходя в студию, могу переделать большое количество фоновых слоёв пока не добьюсь той или иной текстуры. Текст я пишу как правило, когда работа почти готова.  Мне важно размещение и цвет, обычно я делаю надпись за раз, не переделывая. В моменте я не придумываю тексты, а беру из того, что уже накоплено, у меня в телефоне есть огромное количество заметок разных тематик. Также я могу что-то слушать, находясь в студии, и оно срезанирует с тем, что я делаю в данный момент.

Раз мы заговорили о текстах, расскажи, каких авторов и жанры, ты любишь и что сейчас читаешь? 

Читать я не очень люблю, обычно, когда я работаю, то слушаю аудиокниги. Последнее, что я слушал — это книга про социальную коммуникацию и ораторское искусство. Люблю смотреть подкасты по философии: мне интересно это направление. Эта область знания меня привлекает тем, что разные учёные дискутируют друг с другом, опровергают идеи и концепции или наоборот развивают чьи-то мысли и создают некую связь. Когда ты читаешь художественную литературу, ты не пытаешься её переформатировать под себя, потому что есть история, которую ты просто визуализируешь в своей голове, а в философии ты находишь интересные для себя идеи. 

Какое-то время я увлекался изучением религий и читал отрывки из разных религиозных учений: Библия, Каран. Мне интересен поиск своей идентичности, как люди размышляют и на чём строится религиозный базис. После этого я сделал серию работ, которую представил на персональной выставке «Культурная дислексия» в МИСП.

Фото: Александр Кипсоне

Какие материалы ты используешь ?

Обычно я работаю с декоративными материалами: акриловые и известковые покрытия, спрей и водно-дисперсионная краски, грунт,строительный лак и другие строительные материалы. Также я снова начал жечь деревянные подрамники и деформировать их молотком, потому что именно эта техника лучше всего передаёт моё настроение сегодня.

Считаешь ли ты нужным объяснять смысл своих работ людям и писать экспликации? Или каждый должен увидеть своё?

Думаю, это зависит от того в каком формате человек видит твою работу. Если это ярмарка, как COSMOSCOW, то тут нужно объяснять и рассказывать в чём суть, потому что у человека не так много времени и он пришёл не персонально на тебя. Вокруг много других авторов, которых ему предстоит узнать. Если это персональная выставка, то я считаю, что подготовленной куртатором концеции достаточно, чтобы зритель мог считать и понять то, что хотел сказать художник.

Фото: Александр Кипсоне

Какая основная мысль, которую ты хочешь донести через свои работы?

Последние пару лет в моих работах была социальная повестка, потому что меня это касается и волнует. У меня нет возможности что-то менять, потому что я не имею прямого влияния на события, но у меня есть возможность делать то, чем я занимаюсь и таким путём я могу доносить свои мысли и позицию на опредлённые темы.

Источник: DiDi Gallery

Ты ещё занимаешься кастомизацией одежды, есть ли какие-то дизайнеры, селебрити, стилисты, чей стиль и видение тебя вдохновляет,  с кем бы ты хотел сделать коллаборацию?

Мне нравятся Британский бренд A COLD WALL, как они в своих коллекциях работают с тканью и дизайном принтов, также они большое внимание уделяют работе над благотворительными проектами.

Ещё мне нравится итальянская обувная фирма VEJA. Кстати, скоро у меня с ними будет каллаборация, но пока это секрет.

ADER ERROR — это крутые корейские ребята, которые начинали с кастомизации. Смотря на их последние коллекции на первый взгляд может показаться, что они делают обычные вещи, но они очень много внимания уделяют деталям: крою, вышивке, сочетанием тканей, тому как приклеен лейбл и так далее. Мне нравятся их «небрежные образы», с ними я бы хотел поработать, потому что мне близка их эстетика.

Мне импонирует Петербургский бренд SHU, они создают классические минималистичные вещи в скандинавском стиле. 

Сам я обычно ношу Dickies, Carhartt, Vans и ноунейм вещи из секондов, потому что это практично и недорого, я люблю простые и универсальные вещи.

Что касается вдохновения стилем fashion-блогеров, селебрити и инфлюенсеров, то я ни за кем не слежу. Вообще, для меня хороший вкус — это умение сочетать вещи между собой и комфортно существовать в этом образе. Я искренне восхищаюсь людьми, которые умеют это делать и стоимость вещей тут не имеет значения. 

Кастомизация отдельный вид творчества для тебя?

Да, конечно. Для меня любое самовыражение — это творчество, ведь оно уникально. Кастомизация — это исключительное явление, особенно если люди занимаются этим профессионально и имеют вкус. 

Источник: DiDi Gallery

ИСКУССТВО И ВДОХНОВЕНИЕ

Что для тебя искусство?

Искусство — это инструмент для реализации и продвижения своих идей, и своих внутренних накоплений. Для меня искусство — это в первую очередь эмоции. 

Что тебя вдохновляет? Ты работаешь только когда у тебя есть вдохновение?

Меня вдохновляет всё, что я вижу вокруг, будь то текстура фикуса, стоящего у меня на подоконнике, архитектурные решения или сочетание цветов. Это всё копится где-то внутри сознания и потом выплёскивается в работе. Меня вдохновляет моя мама, когда говорит, что любит меня, мои братья и сёстры, которые хотят лучшей жизни и имеют смелость выходить и говорить об этом.

Я просто прихожу и делаю. Не могу сказать, что я очень продуктивный, но в тоже время я не сижу и жду, когда ко мне зайдёт в гости муза и вдохновит на новую работу. Всё — есть практика, и, когда ты постоянно что-то делаешь, вдохновение появляется в процессе. 

Какие современные художники тебе импонируют?

Как правило я не запоминаю по именам: мне нравится что-то в моменте, я визуализирую это в голове, но не могу отнести к имени конкретного автора. В целом, мне нравится течение поствандализма — оно последнее 5 лет стало довольно популярным в Европе. Объекты с улиц внедрённые в выставочные пространства, смотрятся очень свежо и концептуально, думаю, через пару лет это придёт и в Россию. Я не опираюсь на это течение в своих работах, но эстетически мне нравится. 

В целом, сейчас мне импонирует уличная романтика, хотя, когда я рос, живя в обычном панельном доме, меня наоброт угнетала эта серость и всё казалось одинаковым.

Что для тебя творческий успех?

Творческий успех складывается из многих факторов. Когда я смогу делать то, что мне нравится и быть финансово независимым от каких-то других коммерческих проектов, когда смогу полностью закрывать свои потребности исключительно творчеством, то это некий внутренний успех. 

А вообще, мне не нравится слово «успех» мне ближе слова «фидбэк» и «отклик», потому что я люблю, когда люди разделяют то, что я делаю, мне становится приятно от сознания этого. Я думаю, многим стоит чаще выражать свои эмоции и быть более открытыми, потому что авторам это очень важно. 

Источник: DiDi Gallery

Мне кажется, что успех — это что-то разовое, ты достигаешь определённого уровня, становишься успешным и тебе нужно его удерживать. Для меня стало бы большим стрессом, будь я очень успешным в плане медийности и огромного внимания к моей персоне. Я часто вижу примеры, когда люди, пришедшие к успеху зацикливаются на том, что уже «выстрелило» и теряют экспериментальную часть в творчестве. Я бы этого не хотел. Я думаю, когда на протяжении многих лет делаешь что-то очень схожее, то это не фирменный стиль, а своего рода стагнация, которая не даёт тебе открывать новые двери. А когда ты находишься в «андеграунде» у тебя больше свободы и поля для экспериментов, благодаря которым ты можешь расти.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.