Картинка

Академический реализм и театральность: всё о Мюнхенской школе живописи

Какова творческая связь между Баварией и Грецией? Знакомимся с движением в искусстве на рубеже XIX-XX веков.

«Большие синие лошади» (Марк Франц, 1911 год)

С конца XIX века Германия стала центром притяжения талантливых художников со всего мира, в том числе и из Греции. Движение творцов в области искусства, обучавшихся в Королевской академии изящных искусств Мюнхена в период с 1850 по 1918 годы, получило название «Мюнхенская школа греческой живописи». Благодаря мирным отношениям с Баварией, греческое государство всячески поощряло стремление художников учиться в Королевской академии изящных искусств, особо приветствовалось изучение живописи. Столь сильная заинтересованность европейским образованием со стороны Греции возникла из-за обретения государственной независимости в 1830 году. У начинающих мастеров было крайне мало возможностей прославиться в родной стране, поэтому первой творческой ступенью для них стало получение художественного образования за границей. Впервые Мюнхенская школа привлекла к себе внимание после того, как один из её представителей, Петер Йозеф фон Корнелиус, сделал фрески в аркаде храма Дианы в дворцовом парке Хофгартена. 

«Фрески Каза Бартольди в Риме. Иосиф истолковывает сны фараона, деталь» (Петер Йозеф фон Корнелиус, 1816)

Жанровые предпочтения художников Мюнхенской школы были разнообразны: пейзажи, натюрморты, портреты известных личностей той эпохи, историческая живопись. К примеру, немецкий живописец Антон Брайт на своих картинах изображал преимущественно простую и безмятежную деревенскую жизнь, абстракционист Пауль Клее фокусировался на изображении фруктов и цветов, а в работах греческого портретиста Георгиоса Яковидеса преобладает изображение людей разного возраста и социального положения.

При знакомстве с картинами художников этой школы можно отметить, что отличительной чертой большинства из них являлся натурализм. Яркий пример – Теодорос Вризакис, который, исходя из исторических записей и рассказов ветеранов Греческой революции 1821-1829 годов, сумел максимально точно изобразить лагерь Караискакиса в Кастеле.

 «Лагерь Караискакиса в Кастеле» (Теодорос Вризакис, 1855)

В творчестве мастеров этой школы внимания заслуживает и искусная передача цветов на полотнах. Увлечённость игрой с красками на картинах зачастую приводила к затемнению фигур и очертаний лиц на общем фоне. Работам художников присуща динамика, следование законам цветового спектра, пластической анатомии, светотени и перспективы – черты присущие академизму. Распространённым считалось изображение городской или сельской жизни с акцентированием внимания на архитектурных элементах. Американский художник Фрэнк Дювенек на своём полотне «Базилика Сан-Марко» реалистично передаёт византийский Собор Святого Марка 1094 года и оживлённую площадь перед ним.

«Базилика Сан-Марко» (Фрэнк Дювенек, 1882)

Многие картины способны пробудить целый спектр чувств, так как изображённые на них сцены эмоциональны, за счёт этого композиция приобретает театральность. На картине «Бабушка и дети» Николаоса Гизиса герои представлены в движении, они танцуют. Искренняя улыбка бабушки и её увлечённость движениями девочек способны растрогать зрителя. 

«Бабушка и дети» (Николаос Гизис, 1883)

После обучения в Мюнхене греки возвращались на родину, чтобы передать полученный опыт начинающим поколениям художников в своей стране. Для греческих деятелей искусства с консервативными взглядами подход представителей Мюнхенской школы к искусству стал принципиально новым. Всё дело в том, что на своих полотнах греки старались отобразить византийские стилистические элементы, ведь традиции поствизантийской иконописи ещё имели большое влияние. Художники же Мюнхенской школы предлагали отойти от этого привычного опыта и придерживаться академических канонов. Произведения искусства в представлении последних должны были нести в себе интеллектуальную нагрузку: содержать возвышающую мораль, рассказывающую зрителям о вечных истинах и идеалах. При изображении людей на полотнах стало необходимым максимально точно передавать их чувства и эмоции. Запрещалось экспериментировать над одеяниями героев: оно должно было чётко соответствовать выбранной исторической эпохе. Следование рекомендуемым цветовым решениям, правильное наложение мазков, тщательная работа над светотенью и выстраивание безупречной линейной перспективы стало необходимым для представителей Мюнхенской школы.

Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.