Картинка

3 веские причины обратить своё внимание на 1-ую Коми биеннале

Рассказываем из первых уст, чем уникален проект «Новое открытие Севера».

В последние годы на карте современного искусства России появляется всё больше интересных арт-мест, по масштабу и эксклюзивности легко сопоставимых со столичными мероприятиями. Однако именно у таких региональных арт-событий есть одно значимое преимущество – их самобытность и сильная привязка к национальной истории. 1-ая Северная биеннале – как раз об этом.

12 российских художников и три спецпроекта от Maxart Foundation, французского фонда La Méditerranée и фонда «Сфера» были приглашены в Сыктывкар не просто выставить свои работы. Организаторы Коми биеннале пошли дальше и предложили арт-деятелям погрузиться в историю республики, пропитаться духом её первозданной дикой природы, изучить мифологию народа и, в конце концов, отразить это в своих работах. 1-ая Северная биеннале пройдет в столице Республики Коми с 3 сентября по 10 октября 2021 года.

ART FLASH решили не оставаться в стороне и лично убедиться в том, что «Новое открытие Севера» сумело по-новому взглянуть на современное искусство в России.

«Мечты о радости и свободе» (Андрей Кузькин, 2021). Источник: личный архив биеннале
Путешествие в суровый северный край с помощью силы искусства

Жители и гости Республики Коми получили возможность не только воочию познакомиться с произведениями искусства, вдохновлёнными местной историей, но и заново открыть для себя колорит родных мест: этнографию коренных народов, особенности жизни северных кочевников, печальные и значимые страницы истории родного края, жизнь Арктики и тайны бескрайных лесных просторов.

Организованная биеннале здесь – не рядовое арт-мероприятие, а целая визуальная экскурсия по истории родного края. Расположившись к западу от Уральских гор регион стал крупнейшим в Европейской части России. При этом 70% его территории покрыты лесами, что добавляет Коми особый шарм, а большие запасы цветных металлов, алмазов, кварца, драгоценных руд и камней делают это место настоящей сокровищницей не только для исследователей, но и художников, ведь вдохновение в Коми можно черпать повсеместно.

«Ведущие художники приехали к нам создавать арт-объекты, при этом познавая культурный ландшафт местности. Я очень люблю свой город и современное искусство. Замечательно, что произошла такого рода интеграция»

Ангелина Терра, координатор проекта

Источник фото: Официальный портал Республики Коми

Коми – в перспективе новый культурный центр России, а проходящая сейчас биеннале – первый шаг на пути к этому

«Новое открытие Севера» стало по-настоящему революционным проектом на территории республики, ведь до этого подобных масштабных арт-мероприятий здесь просто не проводили. Отсюда рождаются основные преимущества и проблемы организации подобных выставок: жители республики попросту не знакомы с современным искусством и ранее не пытались воспринимать эстетику родных мест через его призму. Комиссар проекта Пьер Броше на открытии биеннале подметил, что только по прилету в Коми почувствовал, что «здесь не пахнет современным искусством». Да и для самих художников труд на Северной биеннале стала чем-то новым и неизведанным. Но, благодаря слаженной работе координаторов проекта, арт и Республика Коми, наконец-то, связались воедино.

Komi Bark (Эдгар Сарин, 2021). Источник: личный архив биеннале

Наталья Сямтомова, секретарь организационного комитета 1-ой Коми биеннале: «Наша команда организаторов проделала невероятную работу. Нам повезло, что сложился очень дружный коллектив совместно с комиссаром проекта Пьером Броше. Мы преодолели препятствия на всех этапах реализации биеннале. И художники оказались очень хорошими ребятами, с которыми было приятно сотрудничать. Я получила большой опыт создания интересного, крупного проекта в Республике Коми, о котором ещё долгое время мы будем слышать отклики от посетителей».

Ангелина Терра, координатор проекта: «Коми биеннале – событие! Ведущие художники Москвы приехали к нам создавать арт-объекты, при этом познавая культурный ландшафт местности. Я очень люблю свой город и современное искусство. Замечательно, что произошла такого рода интеграция. Для меня на данном этапе важно привлекать аудиторию и подогревать её интерес лозунгом: «Хей! Смотрите, биеннале – это круто, и это у нас»».

Пропитанные духом сурового Севера работы художников можно смело причислить в отдельную категорию современного искусства

География проекта охватила сразу несколько регионов страны: заявки на участие в биеннале поступали из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Тагила, Воронежа, а также Ухты и Сыктывкара. Опираясь на основную концепцию выставки – историю путешествия Василия Кандинского в эти места в 1889 году, приглашённые художники снова совершили попытку исследовать Русский Север, но уже под другим углом. Природа и культура региона оставили отпечаток не только в сердцах каждого участника проекта, но и на их работах.

Специальный проект «Ловушка/На зверином стиле» (Андрей Сяйлев, Артём Го, Владимир Логутов). Источник: личный архив биеннале

Аня Мишуринская, координатор проекта: «Проект 1-ой Коми биеннале хорош тем, что провинция знакомится с ведущими тенденциями и художниками современного искусства. При этом все авторы очень разные, поэтому каждый сможет найти на выставке что-то близкое его сердцу. И, конечно, это многогранный образ нашей республики, при этом личное высказывание каждого из творцов. Крайне сложно определиться с любимцами, представленными на выставке, потому что за время работы над проектом мы сближались с художниками и теперь в восприятии их произведений есть много личного. Завораживают своим минимализмом и строгостью хлорные холсты Александры Сухаревой. Такая абсолютная чистота и красота жеста. И очаровывает своей теплотой и уютом проект Устины Яковлевой, история о связи и преемственности поколений. Удивительно, что такое встречается в 21 веке». 

«Боинг», «Предположительно аэростат» (Александра Сухарева, 2021)

Наталья Сямтомова, секретарь организационного комитета 1-ой Коми биеннале: «На мой взгляд, самым интересным проектом является работа Тани Ахметгалиевой. Яркий, красочный колорит и интересный фантастический сюжет отражающий хрупкость и нестабильность мира». 

Ангелина Терра, координатор проекта: «Самой впечатляющей работой я могу назвать видеоинсталляцию – фиксацию воркутинского пейзажа Ганны Зубковой, которая помещена в контекст зала классического искусства, где представлены пленэрные произведения маститых авторов. Например, рядом с работой Ганны мы видим произведение Айвазовского. Здесь я размышляю над пластами истории, нахожусь в поиске диалога культур и их конфронтации».

Официальный сайт Коми биеннале


Мы используем куки, чтобы запоминать ваши предпочтения и информацию о сеансе, отслеживать эффективность рекламных кампаний и анализировать анонимные данные для улучшения работы сайта. Нажимая на кнопку "Принять куки" вы даете согласие на использование всех куки.